Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
3. Сахарный Л. В. Психолингвистические аспекты теории словообразования. Л., 1985 (дополнительная).
4. Норман Б. Ю. Игра на гранях языка. М., 2006 (дополнительная).
Тема 8. «Коммуникация события» и «коммуникация отношения»
Синтагматические и парадигматические связи. Наглядно-образное мышление как основа «коммуникации события». Логическое мышление как основа «коммуникации отношений». Понятие паратаксиса и гипотаксиса. Специфика лингвистической и психологической структуры «коммуникации события» и «коммуникации отношения». Основные виды парадигматического типа организации речи: обратимые конструкции (брат отца / отец брата; круг под крестом / крест под кругом; круг в квадрате / квадрат в круге; Я прочитал газету перед тем, как позавтракал / Я позавтракал перед тем, как прочитал газету); сравнительные конструкции (Оля светлее Кати, но темнее Светы); порядок слов; смысловая инверсия; пассивные конструкции; сложные «гипотактические» синтаксические конструкции (Дом. Который построил Джек…).
Обратите внимание!
Проанализируйте, в чем именно проявляется парадигматический тип организации речи что в каждом конкретном виде. Докажите, что понимание смысла соответствующих синтаксических конструкций требует определенного преобразования.
Литература:
Лурия А. Р. Язык и сознание. – М., 1979 (1998). Лекция IX: «Сложные формы речевого высказывания. Парадигматические компоненты в синтагматических структурах» – конспект.
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II