Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
В конспекте должно быть отражено:
сущность функционального подхода к изучению речевой деятельности, предложенного Л. П. Якубинским: значимость социальных и психологических факторов;
принципы классификации форм речи;
социально наиболее значимые сочетания форм речевого высказывания;
нетипичные сочетания форм речевого высказывания;
сравнительная характеристика диалогической и монологической форм речи в разных аспектах – темп речи, композиция, возможность осуществлять планирование на довербальных этапах порождения речи; характеристика «классического» монолога, «классического» диалога, беседы; степень сложности языковых средств; предмет контроля;
дифференцированная характеристика роли зрительного и слухового восприятия при непосредственной форме общения;
естественность диалога и искусственность монолога: аргументы, приводимые Л. В. Щербой и Л. П. Якубинским; условия, обеспечивающие реализацию монологической формы речи;
роль апперцепции в процессе восприятия речи: понятие апперципирующей массы и ее структура; факторы, обусловливающие неполное понимание речи; факторы, облегчающие понимание речи;
понятие бытового шаблона: природа связи между речевым высказыванием и речевой ситуацией;
понятие речевого автоматизма: простое и сложное волевое действие; речь в привычной / непривычной среде; речь с использованием привычных / непривычных элементов; связь речевого автоматизма с диалогической формой речи.
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II