Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
В конспекте должно быть отражено:
сущность принципа анализа по единицам, предложенного Л. С. Выготским, в отличие от метода анализа по элементам;
положение о развитии значений слов в онтогенезе и в процессе функционирования зрелой мысли;
динамическая природа отношений между мыслью и словом;
понятия «семантическая сторона речи» и «фазическая сторона речи», «грамматика мысли» и «грамматика слов», «синтаксис словесных значений» и «синтаксис слов», указав, как соотносятся названные термины;
основные закономерности развития фазической и семантической стороны речи в онтогенезе;
несовпадение фазической и семантической стороны речи в функционировании зрелой мысли: понятия «психологическое подлежащее» и «психологическое сказуемое», их отличие от грамматического подлежащего и грамматического сказуемого; приведите конкретные примеры;
три трактовки понятия «внутренняя речь», критикуемые Л. С. Выготским: обязательно укажите, кем была предложена соответствующая трактовка; сущность этой трактовки; критика Л. С. Выготского;
общая сравнительная характеристика внутренней и внешней речи: их функции, связь функции и структуры речи;
генетический метод исследования внутренней речи, разработанный Л. С. Выготским: преимущества изучения эгоцентрической речи для понимания природы и специфики внутренней речи;
формирование внутренней речи в онтогенезе: эгоцентрическая речь как генетически ранние этапы в развитии внутренней речи; общий закон развития всех высших психических функций;
полемика Л. С. Выготского и Ж. Пиаже о функциях и судьбе эгоцентрической речи;
три особенности эгоцентрической речи, выделенные Ж. Пиаже;
описание порождения и восприятия речи;
роль мотива в процессе речемыслительной деятельности;
общая схема трех серий экспериментального исследования внутренней речи Л. С. Выготским: условия проведения эксперимента, результаты и их интерпретация;
общий вывод о природе эгоцентрической речи, сделанный Л. С. Выготским в результате ее экспериментального исследования;
специфика синтаксической стороны внутренней речи в сравнении с двумя формами внешней речи – устной диалогической и письменной монологической:
раскройте, в чем состоит сущность абсолютной предикативность внутренней речи и чем она обусловлена;
раскройте, в чем состоит сущность тенденции к предикативности устной диалогической речи и чем она обусловлена; приведите конкретные примеры;
раскройте, в чем состоит сущность максимальной развернутости (недопустимой предикативности) письменной монологической речи и чем она обусловлена;
специфика семантической стороны внутренней речи в сравнении с внешней речью:
преобладание смыла над значением: определение смысла, сравнение сущности смысла слова и значения слова, отношения между значением слова и смыслом слова; приведите конкретные примеры;
агглютинация как механизм соединения слов во внутренней речи: формальный и семантический аспект агглютинации; примеры агглютинации во внешней речи;
вливание смыслов: как это отражается на семантике внутренней речи; примеры вливания смыслов во внешней речи;
идиоматичность семантики внутренней речи; возможно ли это во внешней речи;
итоговое сравнение внутренней и внешней речи, объясняющее возможность возникновения во внешней речи признаков, специфичных для речи внутренней;
сущность процесса перехода от внутренней речи к внешней (процесс порождения речи) и от внешней речи к внутренней (процесс восприятия речи);
динамическая природа мыслительного процесса; понятие единицы мысли и единиц речи;
вариативность процессов порождения речи, предложенная Л. С. Выготским.
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II