logo search
методпособие 2010

Практическая часть

  1. Охарактеризуйте функциональные стили по образцу.

ФС

Сфера общения

Основные типы речи

Основные способы общения

Тональность речи

научный

научная сфера

письменная речь и монолог

косвенно-контактный и неконтактный способ общения

нейтральная

  1. Составьте пять текстов на одну и ту же тему при помощи языковых средств разных стилей. В чем особенность их построения?

  1. Подберите максимальное количество синонимов к глаголу умереть. Какое наполнение будет иметь этот синонимический ряд в научном, официально-деловом и др. стилях? Назовите различия между синонимами в приведенном отрывке.

  1. Что такое «стилистическая окраска»? Каких слов в языке больше: нейтральных или окрашенных? Распределите слова в таблице в соответствии с их стилистической окрашенностью.

Функционально-стилевая

Эмоционально-экспрессивная

+ книжные пласты

+ положительная оценка

0 нейтральная

0 нейтральная

- просторечная

- отрицательная

Солнце, стул, асоциальный, книга, хапуга, высококлассный, похвальба, сатана, ручищи, выравнивание, дрыхнуть, презентация.

5. В чем разница между этими двумя текстами? Каковы интралингвистические факторы формирования стиля?

Уважаемый товарищ, Иванов!

Довожу до Вашего сведения, что не смогу прибыть к месту назначения в указанный Вами срок и приступить к исполнению своих служебных обязанностей, так как состояние моего здоровья ухудшилось. Я остро нуждаюсь в лечении Прошу предоставить мне отпуск за свой счет. Ассистент Сидорова.

Милый Витюша!

Прости, что огорчаю тебя, но я не смогу приехать, когда ты хочешь, и выйти на работу. Я устала как собака, чувствую себя отвратительно, еще хуже, чем раньше. Буду просить дать мне отпуск, чтобы подлечиться. Хоть бы дали, пусть и без оплаты, это не беда! Целую. Твоя Галочка.

6. Прочитайте предложения. Какие слова в них употреблены неудачно? Воспользуйтесь толковым словарем для уточнения значений слов. Запишите исправленный вариант.

1) Инженерами разработан спектр механизмов, предназначенных для контроля качества изделий. 2) Пейзаж города обогатился новыми зданиями. 3) Модельеры предложили несколько новых конструкций женского белья. 4) Взяла старт выставка строительных машин. 5) Стенограмма полугодия отражает работу тружеников села. 6) Жители поселка высказали ряд пожеланий в адрес улучшения их бытовых нужд. 7) Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков. 8) Коллектив старается изжить некоторые критические замечания в свой адрес. 9) При отборе новичков в группы следует руководствоваться не только физическими, но и, по возможности, психологическими кондициями будущих разрядников. 10) На конкурсе явно лидировал квартет резцов, представленных мастером Никитиным. 11) Нерадивых родителей обсуждают и требуют от них более внимательного отношения к детям. 12) Хороший лектор всегда увязывает свой разговор с практическими задачами. 13) Подписан протокол о восстановлении консульских связей, прерванных разрывом дипломатических отношений между государствами. 14) В школе оборудуются магнитофоны, с помощью которых ученики сумеют слушать иноязычную речь в образцовом произношении.  15) Результаты следствия ясны всем. Осталось резюмировать приговор.  16) Апробированные станки передаются на испытания в целях их массового изготовления. 

7. Составьте резюме, определив цель его создания (получение работы по определенной специальности, перевод на более высокооплачиваемую работу, участие в конкурсе на замещение должности).

8. Выберите из рекомендованной к курсу литературы учебное пособие и напишите на него аннотацию, отзыв, рецензию.

Практическое занятие № 4