Практическая часть
Охарактеризуйте функциональные стили по образцу.
ФС | Сфера общения | Основные типы речи | Основные способы общения | Тональность речи |
научный | научная сфера | письменная речь и монолог | косвенно-контактный и неконтактный способ общения | нейтральная |
Составьте пять текстов на одну и ту же тему при помощи языковых средств разных стилей. В чем особенность их построения?
Подберите максимальное количество синонимов к глаголу умереть. Какое наполнение будет иметь этот синонимический ряд в научном, официально-деловом и др. стилях? Назовите различия между синонимами в приведенном отрывке.
Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.
Ну, царствие небесное, согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или Богу душу отдают, - это смотря какая старушка… Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, Богу душу отдает…
То есть, как это считается? У кого считается?
У нас и считается, у мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, то в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают…
Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?
Я – человек маленький. Скажут: «гигнулся Безенчук».
Что такое «стилистическая окраска»? Каких слов в языке больше: нейтральных или окрашенных? Распределите слова в таблице в соответствии с их стилистической окрашенностью.
Функционально-стилевая | Эмоционально-экспрессивная |
+ книжные пласты | + положительная оценка |
0 нейтральная | 0 нейтральная |
- просторечная | - отрицательная |
Солнце, стул, асоциальный, книга, хапуга, высококлассный, похвальба, сатана, ручищи, выравнивание, дрыхнуть, презентация.
5. В чем разница между этими двумя текстами? Каковы интралингвистические факторы формирования стиля?
Уважаемый товарищ, Иванов! Довожу до Вашего сведения, что не смогу прибыть к месту назначения в указанный Вами срок и приступить к исполнению своих служебных обязанностей, так как состояние моего здоровья ухудшилось. Я остро нуждаюсь в лечении Прошу предоставить мне отпуск за свой счет. Ассистент Сидорова. | Милый Витюша! Прости, что огорчаю тебя, но я не смогу приехать, когда ты хочешь, и выйти на работу. Я устала как собака, чувствую себя отвратительно, еще хуже, чем раньше. Буду просить дать мне отпуск, чтобы подлечиться. Хоть бы дали, пусть и без оплаты, это не беда! Целую. Твоя Галочка. |
6. Прочитайте предложения. Какие слова в них употреблены неудачно? Воспользуйтесь толковым словарем для уточнения значений слов. Запишите исправленный вариант.
1) Инженерами разработан спектр механизмов, предназначенных для контроля качества изделий. 2) Пейзаж города обогатился новыми зданиями. 3) Модельеры предложили несколько новых конструкций женского белья. 4) Взяла старт выставка строительных машин. 5) Стенограмма полугодия отражает работу тружеников села. 6) Жители поселка высказали ряд пожеланий в адрес улучшения их бытовых нужд. 7) Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков. 8) Коллектив старается изжить некоторые критические замечания в свой адрес. 9) При отборе новичков в группы следует руководствоваться не только физическими, но и, по возможности, психологическими кондициями будущих разрядников. 10) На конкурсе явно лидировал квартет резцов, представленных мастером Никитиным. 11) Нерадивых родителей обсуждают и требуют от них более внимательного отношения к детям. 12) Хороший лектор всегда увязывает свой разговор с практическими задачами. 13) Подписан протокол о восстановлении консульских связей, прерванных разрывом дипломатических отношений между государствами. 14) В школе оборудуются магнитофоны, с помощью которых ученики сумеют слушать иноязычную речь в образцовом произношении. 15) Результаты следствия ясны всем. Осталось резюмировать приговор. 16) Апробированные станки передаются на испытания в целях их массового изготовления.
7. Составьте резюме, определив цель его создания (получение работы по определенной специальности, перевод на более высокооплачиваемую работу, участие в конкурсе на замещение должности).
8. Выберите из рекомендованной к курсу литературы учебное пособие и напишите на него аннотацию, отзыв, рецензию.
Практическое занятие № 4
- Русский язык и культура речи
- Рецензенты: Сполохова е.А., к.Ф.Н, зав. Кафедрой художественного образования иПиП чгу;
- Цели и задачи курса
- Требования к знаниям и умениям по дисциплине
- Тематическая карта дисциплины
- Содержание курса Лекция №1 Культура речи как наука. Две концепции культуры речи
- Понятие о культуре речи. Цели и задачи курса
- Аспекты изучения культуры речи
- 3. Две концепции культуры речи
- 4. Основные понятия культуры речи
- Лекция №2 Речь как деятельность
- Определение речевой деятельности
- 2. Формы речи
- 3. Виды речевой деятельности
- Виды слушания
- 4. Коммуникативные качества речи
- 1. Соотношение язык – речь
- 2.Соотношение речь – мышление
- 3.Соотношение речь – сознание
- 4.Соотношение речь – действительность
- 5.Соотношение речь – человек, ее адресат
- 6.Соотношение речь – условия общения
- Речевое поведение человека
- 2. Характеристика дискурса
- 3.Структура речевой ситуации
- 4.Типы речевых действий
- Языковые и стилистические нормы сря
- Понятие языковой нормы. Характерные особенности
- Динамичность развития языка и изменчивость норм
- Виды норм
- Соотношение языковой и стилистической нормы
- Специфика стилистической нормы
- Виды стилистических ошибок
- Понятие о функциональном стиле. Система функциональных стилей современного русского языка
- 2. Система функциональных стилей современного русского языка
- 3. Характеристика официально-делового стиля
- Языковые черты одс
- Оратор и аудитория. Особенности устной публичной речи
- Вольтер
- Определение риторики как науки
- 2. Подготовка и произнесение речи перед аудиторией
- Корпоративная этика и деловой этикет
- 2. Значение этичного поведения в деловых отношениях
- 3. Этика руководителя
- Каким должен быть руководитель?
- 4. Этические принципы хорошего подчиненного
- 5.Этика делового общения «по горизонтали»
- 6. Деловой этикет и культура поведения делового человека
- Принципы делового этикета
- Особенности делового этикета зарубежных стран
- Германия
- Франция
- Виды делового общения
- 2. Различные формы делового общения
- Деловая беседа
- Деловое совещание
- Ведение деловых переговоров
- Подходы и типы поведения на переговорах
- Тактические приемы ведения переговоров
- 3.Этика делового общения в Интернет
- Языковые нормы современного русского языка
- Практическая часть
- Речевое поведение человека и его составляющие
- Практическая часть
- Система функциональных стилей современного русского языка
- Практическая часть
- Оратор и аудитория. Особенности устной публичной речи
- Практическая часть
- Деловой этикет и этика поведения делового человека
- Д. С. Лихачев
- Этикетные жанры и формулы речевого этикета
- Служебные документы: типология, языковое оформление
- Практическая часть
- Доверенность
- Различные формы делового общения
- Практическая часть
- Список вопросов, выносимых на зачет
- Система функциональных стилей современного русского языка.
- Спорные вопросы стилевой стратификации.
- Список литературы
- Краткий словарь основных терминов