Практическая часть
Разделите приведенные слова на три группы, в зависимости от варианта произношения ЧН: а) слова, где произносится [ЧН]; б) слова, где произносится [ШН]; в) слова, где возможны оба варианта произношения.
Античный, библиотечный, булочная, восточный, вечно, горчичник, единичный убыточный, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, нарочно, очечник, отличник, порядочный, скучно, скворечник, шапочный, яичница.
Расставьте ударение в кратких формах имен прилагательных. Отметьте случаи колебания нормы.
Беден, бедно, бедны, бедна; близок, близко, близки, близка; быстр, быстро, быстры, быстра; верен, верно, верны, верна; мал, -о, -ы, -а; дерзок, -о, -и, -а; гневен, -о, -ы, -а.
Поставьте ударение в следующих словах, укажите особенности их произношения.
Генезис, знамение, искра, инсульт, немота, догмат, студия, тотем, эпилепсия, индустрия, истерия, ракушка, намерение, мышление, иконопись, ходатайство, презент, баловать, кафетерий.
Составьте словосочетания или предложения с паронимами.
Добрый - добротный; дефектный – дефективный; конструкторский – конструктивный; блудить – блуждать; экономный – экономичный.
Подберите синонимы к словам.
Обязанность, огорчить, охранять, подарок, прекрасный, проверка, радость, разрушать, сильный, солдат, тихий, угнетать, удивительный, умный.
Определите смысл следующих фразеологизмов.
Держать в черном теле, ни то, ни се, жить душа в душу, души не чаять, на край света, яблоку негде упасть, за уши не оттянешь, ворон считать, на руках носить, на чужой шее сидеть, держать камень за пазухой, собаку съел, ни бельмеса, ума палата.
Определите вид речевой ошибки (лексическая, морфологическая, синтаксическая), исправьте ее.
1). Стихия оказала неправильный урон сельскому хозяйству. 2). Директорша завода рассказала о планах на будущий год. 3). Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от тридцати шести до сорока трех километра в час. 4). Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 5). Согласно последнего приказа сессия продлевается на неделю.6). Прошу оплатить за проезд в транспортном средстве во время командировки. 7). Пишите ваши инициалы полностью. 8). Это показывает о том, что мы терпимо относимся к недостаткам. 9).Выступивший на совещании заместитель директора Иванова зачитала новый приказ.
Числительные напишите словами, согласуйте с ними существительные.
1. Пароход с 750 (отдыхающие) вышел в рейс. 2. Мы живем в 2000-е годы. 3. Озеро Байкал расположено на высоте 453 (метр) и занимает площадь более 31,5 (тыс. кв. км.). 4. Надо доставить 23 (пассажира). 5. Мы готовимся к 8 (март). 6. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина первое место заняла спортсменка с результатом 125,55 (балл). 7. Железнодорожники сверх плана перевезли более 11 800 (тонна) народнохозяйственных грузов. 8. Из 31 (участник) соревнований особенно выделялись 2. 9. Год приблизительно равен 365 и ╪ (сутки). 10. К 1 (апрель) 2002 (год) этот участок дороги будет сдан в эксплуатацию.
Дайте правильный вариант фразеологизма.
Буря в рюмке воды, по рыбному велению, витать в тучах, тише воды, ниже кустов, обобрать как березку, родиться под счастливой луной, клин блином вышибают, к чертовой тете, как бельмо на носу, хоть головой об забор бейся, как горькая редиска, как из-под воды вырос.
Подготовьте сообщения на следующие темы:
История возникновения и развития нормы русского литературного языка. Современные тенденции изменения языковой системы. Новые явления в русском языке в начале 21 века.
11.Объясните значение и происхождение слов, используя толковый, этимологический и др. аспектные словари. Составьте и запишите предложения с каждым из этих слов.
Лизинг, дайджест, статут, перцепция, толерантность, дистрибьютор, легитимный, статус-кво, моббинг, холдинг, фрустрация, остракизм, дедукция, менеджмент, индукция, пацифизм, эмпатия.
Практическое занятие № 2
- Русский язык и культура речи
- Рецензенты: Сполохова е.А., к.Ф.Н, зав. Кафедрой художественного образования иПиП чгу;
- Цели и задачи курса
- Требования к знаниям и умениям по дисциплине
- Тематическая карта дисциплины
- Содержание курса Лекция №1 Культура речи как наука. Две концепции культуры речи
- Понятие о культуре речи. Цели и задачи курса
- Аспекты изучения культуры речи
- 3. Две концепции культуры речи
- 4. Основные понятия культуры речи
- Лекция №2 Речь как деятельность
- Определение речевой деятельности
- 2. Формы речи
- 3. Виды речевой деятельности
- Виды слушания
- 4. Коммуникативные качества речи
- 1. Соотношение язык – речь
- 2.Соотношение речь – мышление
- 3.Соотношение речь – сознание
- 4.Соотношение речь – действительность
- 5.Соотношение речь – человек, ее адресат
- 6.Соотношение речь – условия общения
- Речевое поведение человека
- 2. Характеристика дискурса
- 3.Структура речевой ситуации
- 4.Типы речевых действий
- Языковые и стилистические нормы сря
- Понятие языковой нормы. Характерные особенности
- Динамичность развития языка и изменчивость норм
- Виды норм
- Соотношение языковой и стилистической нормы
- Специфика стилистической нормы
- Виды стилистических ошибок
- Понятие о функциональном стиле. Система функциональных стилей современного русского языка
- 2. Система функциональных стилей современного русского языка
- 3. Характеристика официально-делового стиля
- Языковые черты одс
- Оратор и аудитория. Особенности устной публичной речи
- Вольтер
- Определение риторики как науки
- 2. Подготовка и произнесение речи перед аудиторией
- Корпоративная этика и деловой этикет
- 2. Значение этичного поведения в деловых отношениях
- 3. Этика руководителя
- Каким должен быть руководитель?
- 4. Этические принципы хорошего подчиненного
- 5.Этика делового общения «по горизонтали»
- 6. Деловой этикет и культура поведения делового человека
- Принципы делового этикета
- Особенности делового этикета зарубежных стран
- Германия
- Франция
- Виды делового общения
- 2. Различные формы делового общения
- Деловая беседа
- Деловое совещание
- Ведение деловых переговоров
- Подходы и типы поведения на переговорах
- Тактические приемы ведения переговоров
- 3.Этика делового общения в Интернет
- Языковые нормы современного русского языка
- Практическая часть
- Речевое поведение человека и его составляющие
- Практическая часть
- Система функциональных стилей современного русского языка
- Практическая часть
- Оратор и аудитория. Особенности устной публичной речи
- Практическая часть
- Деловой этикет и этика поведения делового человека
- Д. С. Лихачев
- Этикетные жанры и формулы речевого этикета
- Служебные документы: типология, языковое оформление
- Практическая часть
- Доверенность
- Различные формы делового общения
- Практическая часть
- Список вопросов, выносимых на зачет
- Система функциональных стилей современного русского языка.
- Спорные вопросы стилевой стратификации.
- Список литературы
- Краткий словарь основных терминов