logo search
методпособие 2010

Практическая часть

  1. Разделите приведенные слова на три группы, в зависимости от варианта произношения ЧН: а) слова, где произносится [ЧН]; б) слова, где произносится [ШН]; в) слова, где возможны оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, восточный, вечно, горчичник, единичный убыточный, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, нарочно, очечник, отличник, порядочный, скучно, скворечник, шапочный, яичница.

  1. Расставьте ударение в кратких формах имен прилагательных. Отметьте случаи колебания нормы.

Беден, бедно, бедны, бедна; близок, близко, близки, близка; быстр, быстро, быстры, быстра; верен, верно, верны, верна; мал, -о, -ы, -а; дерзок, -о, -и, -а; гневен, -о, -ы, -а.

  1. Поставьте ударение в следующих словах, укажите особенности их произношения.

Генезис, знамение, искра, инсульт, немота, догмат, студия, тотем, эпилепсия, индустрия, истерия, ракушка, намерение, мышление, иконопись, ходатайство, презент, баловать, кафетерий.

  1. Составьте словосочетания или предложения с паронимами.

Добрый - добротный; дефектный – дефективный; конструкторский – конструктивный; блудить – блуждать; экономный – экономичный.

  1. Подберите синонимы к словам.

Обязанность, огорчить, охранять, подарок, прекрасный, проверка, радость, разрушать, сильный, солдат, тихий, угнетать, удивительный, умный.

  1. Определите смысл следующих фразеологизмов.

Держать в черном теле, ни то, ни се, жить душа в душу, души не чаять, на край света, яблоку негде упасть, за уши не оттянешь, ворон считать, на руках носить, на чужой шее сидеть, держать камень за пазухой, собаку съел, ни бельмеса, ума палата.

  1. Определите вид речевой ошибки (лексическая, морфологическая, синтаксическая), исправьте ее.

1). Стихия оказала неправильный урон сельскому хозяйству. 2). Директорша завода рассказала о планах на будущий год. 3). Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от тридцати шести до сорока трех километра в час. 4). Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 5). Согласно последнего приказа сессия продлевается на неделю.6). Прошу оплатить за проезд в транспортном средстве во время командировки. 7). Пишите ваши инициалы полностью. 8). Это показывает о том, что мы терпимо относимся к недостаткам. 9).Выступивший на совещании заместитель директора Иванова зачитала новый приказ.

  1. Числительные напишите словами, согласуйте с ними существительные.

1. Пароход с 750 (отдыхающие) вышел в рейс. 2. Мы живем в 2000-е годы. 3. Озеро Байкал расположено на высоте 453 (метр) и занимает площадь более 31,5 (тыс. кв. км.). 4. Надо доставить 23 (пассажира). 5. Мы готовимся к 8 (март). 6. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина первое место заняла спортсменка с результатом 125,55 (балл). 7. Железнодорожники сверх плана перевезли более 11 800 (тонна) народнохозяйственных грузов. 8. Из 31 (участник) соревнований особенно выделялись 2. 9. Год приблизительно равен 365 и ╪ (сутки). 10. К 1 (апрель) 2002 (год) этот участок дороги будет сдан в эксплуатацию.

  1. Дайте правильный вариант фразеологизма.

Буря в рюмке воды, по рыбному велению, витать в тучах, тише воды, ниже кустов, обобрать как березку, родиться под счастливой луной, клин блином вышибают, к чертовой тете, как бельмо на носу, хоть головой об забор бейся, как горькая редиска, как из-под воды вырос.

  1. Подготовьте сообщения на следующие темы:

История возникновения и развития нормы русского литературного языка. Современные тенденции изменения языковой системы. Новые явления в русском языке в начале 21 века.

11.Объясните значение и происхождение слов, используя толковый, этимологический и др. аспектные словари. Составьте и запишите предложения с каждым из этих слов.

Лизинг, дайджест, статут, перцепция, толерантность, дистрибьютор, легитимный, статус-кво, моббинг, холдинг, фрустрация, остракизм, дедукция, менеджмент, индукция, пацифизм, эмпатия.

Практическое занятие № 2