logo search
психолингвистика

Развитие языковой способности в онтогенезе.

5.1. Развитие мышления и речи в онтогенезе: доинтеллектуальная стадия развития речи и доречевая стадия развития интеллекта; формирование речевого мышления в онтогенезе.

5.2. Общая характеристика процесса развития языковой способности в онтогенезе. Твор­ческий характер овладения языком. Стратегии овладения языком: референциальная и экс­прессивная, фонемная и слоговая, морфологическая и синтаксическая. Общие законо­мер­ности развития языковой способности в онтогенезе. Взаимосвязь речевого и когнитивного развития.

5.3. Язык ребенка как целостная самостоятельная система со своими единицами и правилами. Понятие временной языковой системы.

5.4. Доречевой этап в развитии языковой способности: протоязык, гуление, лепет.

5.5. Основные закономерности развития фонетического компонента языковой способ­ности в онтогенезе. Понятие фонематического (фонологического) слуха и его формирование в онтогенезе.

5.6. Общие закономерности овладения лексическим значением слова (развитие семан­ти­ческого компонента языковой способности) в онтогенезе. Овладение знаковой природой слова, его денотативным и сигнификативным аспектами.

5.7. Этапы овладения грамматикой (развития грамматического компонента языковой спо­собности) в онтогенезе с учетом специфики грамматического строя русского языка как синтетического языка флективного типа: дограмматический этап, этап голофраз, этап дву­словных высказываний, этап многокомпонентых высказываний. Интерпретация этапов овла­дения грамматикой с позиций типологической классификации языков (В. Б. Касевич). Ос­новные закономерности овладения грамматической системой русского языка: генерали­зация, выравнивание основ, влияние содержания и структуры грамматической категории и способов выражения грамматических значений. Словообразовательные инновации в детской речи. Причины появления словообразовательных инноваций в детской речи. Механизмы образования словообразовательных инноваций в детской речи.

5.8. Развитие текстовой компетенции (дискурсивного компонента языковой способ­ности) в онтогенезе. Зависимость способности порождать текст от уровня развития языковой способности, формирования внутренней речи и уровня развития языковой личности.