29. Принцип Вежливости Дж. Лича
ПВ поддерживает социальное равновесие и дружеские отношения между собеседниками и позволяет продемонстрировать, что они заинтересованы в общении друг с другом .
максима такта: уменьшайте затраты С, увеличивайтевыгоду С(если действие влечет
определенные затраты со стороны С, его относительная власть по отношению к Г,
а также социальная дистанция возрастают, что требует от Г большей косвенности в изложении высказывания, а также вызывает необходимость предоставления ему опций.) Напр.,Ты не могла бы подойти на секундочку?
максима великодушия: уменьшайте собственную выгоду,увеличивайте выгоду С(You must come and have dinner with us
? We must come and have dinner with you ?)
максима одобрения: уменьшайте неодобрение С,увеличивайте похвалу С
максима скромности: уменьшайте похвалу себя,увеличивайте неодобрение себя(I wish I could sing as well as that.)
максима согласия: уменьшайте разногласия между вами и собеседником, увеличивайте согласие(Я уверена, что он замечателен, солнышко, -ответила мама. – Расскажи мне о нем!)
максима симпатии: уменьшайте антипатию между вами и собеседником, увеличивайте симпатию(Despite very serious disagreements with you on a technical level, we have done our best)
Помимо максим Дж.Лич выделил 5 градаций, от которых зависит степень такта в конкретной речевой ситуации:
шкала затраты – выгоды -отражает цену либо выгоду акта для Г или С
шкала опций -показывает, насколько Г предоставляет С выбор.
шкала косвенности
шкала власти -право Г навязывать свои желания С
шкала социальной дистанции-степень близости между Г и С
- Классы слов, значение которых не определишь без прагматики:
- Включение говорящего в личную сферу адресата – обозначение адресата мы
- 11. Говорящий как важнейшая составляющая контекста
- 12. Слушающий как важн.Составляющая контекста. Фактор адресата. Типы слушающих.
- 13. Типы диалогических реакций слушающего. Типология доп.Участников общения.
- 15. Структура иллокутивной силы высказывания
- 4. Интенсивность иллокутивной силы
- 5. Социальный статус коммуникантов
- 6. Условие пропозиц. Содержания
- 16. Классификация ра
- 2 Подхода
- 17. Гибридные и сложные ра
- 18. Признаки и свойства перформативов
- 19. Условия успешного общения. Условия успешности ра.
- 20. Условия успешности репрезентативов и директивов
- 21. Условия успешности вопросов и комиссивов.
- 22. Неспецифичные условия успешности
- 23. Виды уместности:
- 24. Последовательности речевых актов, обеспечивающие успешность общения.
- 25.Пресуппозиция как компонент семантико-прагматической структуры высказывания. Семантическая и прагматическая трактовки пресуппозиций
- 26. Виды пресуппозиций
- 27. Функционирование пресуппозиций в диалоге.
- 1. Неадекватность высказывания г
- 6. Участие в организации и поддержке развития диалога.
- 28. Категория вежливости и основные подходы к ее изучению.
- 29. Принцип Вежливости Дж. Лича
- 30. Стратегии негативой вежливости.
- 31. Стратегии позитивной вежливости.
- 32. Лингвокультурная специфика реализации категории вежливости. Англичане vs. Русские
- 33. Косвенность как лингвопрагматическая категория. Достоинства и недостатки непрямой коммуникации.
- 34. Импликатуры и их свойства.
- 35. Принцип Кооперации.
- 36. Коммуникативные реакции на импликатуры.
- 37. Конвенциональные и неконвенциональные косвенные речевые акты.
- 38. Семантические типы косвенных речевых актов.
- 39. Косвенность в межкультурном аспекте.
- 40. Косвенность в разных сферах коммуникации.