Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография
Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Все социальные преобразования в жизни общества отражены в лексике языка. Словарный состав языка – наиболее открытая и подвижная сфера языка.
Нарастающая сфера человеческих знаний, прежде всего, закрепляется в словах и их значениях, благодаря чему лексических приобретений в языке становится все больше. Образование, наука, новейшие технологии, сведения из других культур – всё это формирует новый тип современного общества (информационное), в котором формируется новый языковой стиль – стиль эпохи информационного развития.
Ле́ксика(отгреч.λέξις– «слово», «оборот речи») – разделнауки о языке, изучающий значенияслов.
Также под этим словом понимают совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей (ср. с терминомлексикон).
Лексикон(от греч. «словарь»): 1) то же, что словарь (устаревшее). 2) запас слов, выражений.
ЗАДАНИЕ. Самостоятельно определите значение терминов «лексикология» и «лексикография».
По социальному употреблению, происхождению и функциональной направленности лексика разделяется на пласты, между которыми нет жёстких границ.
ЗАДАНИЕ 1. Рассмотрите таблицу, сделайте вывод о составе лексики современного русского языка. Продумайте примеры для каждой лексической группы.
| СТИЛЬ (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПЛАСТ) | ||||
| высокий | нейтральный | |||
| книжный | разговорный | |||
| исконная лексика | иноязычная (заимствованные и иностранные слова) | |||
| новая лексика | устаревшая (архаизмы) | |||
| научный | официально-деловой | публицистический | художественный | |
| просторечный | ||||
| диалектный | ||||
| жаргонный | профессиональный | |||
| вульгарный | модные слова и выражения |
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2. Познакомьтесь с материалом, в котором показан один из путей пополнения лексического состава русского языка. Сделайте вывод о разнице в значении слов «библиография» и «список литературы».
- Сибирский федеральный университет
- Тема 1. Язык как особая знаковая система языковая система
- Про грамотность
- Чем «блоггер» отличается от «блогера»? в чём смысл удвоенных согласных
- Как чиновники русский язык «исправили» история одного слова
- Тема 2. Язык и речь. Литературный язык и норма
- Русский язык
- Язык общий, речь своя и лучше, если она не грубая
- Где взять хорошую речь?
- Чувство сферы, как нить Ариадны, поможет в сложных речевых ситуациях
- Тема 3. Речевые жанры. Коммуникативный фрагмент.
- Глава 5. Коммуникативный фрагмент (кф)
- С чего начинается общение?
- Извлечения из списка основных русских обращений
- Есть ли жизнь без мата?
- Тема 4. Фонетика. Орфоэпия
- «Кофе» в контексте норм и эмоций
- Как нас теперь называть?
- Как пользоваться словом «кредит»
- Почерк: личное дело или общественный договор?
- Большие проблемы «маленьких» букв
- Часть 1. Больших больше уважают?
- Часть 2. Желание выделить
- Тема 5. Морфемика. Словообразование
- О рефлексе, рефлексии и глаголах, образованных от них
- Как различить близнецов?
- Аббревиатуры нашего времени
- Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография
- Бумага: книги, карты, хартия и… халтура
- Научный лексикон, намеченный пунктиром
- Сказать, а не озвучить
- Мода на проекты
- Переименование как попытка создать новую реальность
- Тема 7. Морфология
- Трудно склоняемые… патриоты
- Непростой характер чисел
- Татышев остров историко-филологический этюд
- Тема 8. Синтаксис
- ПредЛожная дипломатия
- Чему воспрепятствует запятая?
- Заковыристые кавычки
- Тема 1. Язык как особая знаковая система 3
- Тема 2. Язык и речь. Литературный язык и норма.
- Тема 3. Речевые жанры. Коммуникативный фрагмент.
- Тема 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография 23
- Тема 5. Морфемика. Словообразование 33
- Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография 37
- Тема 7. Морфология 45
- Тема 8. Синтаксис 50