logo search
психолингвистика

Тема 2. Проблемы фоносемантики

Методика экспериментального исследования смысловых ассоциаций звуков, разрабо­тан­ная А. П. Журавлевым. Фонетическое значение. Звукоподражательные слова и идеофоны. Аллитерация, ассонанс, геминация как приемы актуализации смысловых ассоциаций звуков в поэтическом тексте. Сравнительных анализ звукового облика членов синонимического ря­да.

Обратите внимание!

1. Обязательно повторите к этому занятию принципы артикуляционной классификации гласных и согласных звуков.

2. Объясните, в чем состоит специфика метода семантического дифференциала. По какой шкале должны были оценивать звуки испытуемые в эксперименте А. П. Журавлева?

3. Какой контингент испытуемых участвовал в эксперименте А. П. Журавлева и как это соотносится с целью экспеимента?

4. Чем руководствовался А. П. Журавлев, выбирая антонимичные прилагательные, называющие признаки, по которым испытуемые должны были оценивать каждый звук?

5. Охарактеризуйте дифференцированно два этапа обработки результатов эксперимента А. П. Журавлевым.

6. Подберите самостоятельно фрагмент поэтического текста, иллюстрирующего значи­мость аллитерации, геминации и ассонанса. Проанализируйте этот текст, опираясь на арти­ку­ля­ционные характеристики повторяющихся звуков.

Литература:

1. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 2005 (обязательная).

2. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 2002. Словарные статьи: «Звукосимволизм», «Звукоподражательные слова» – конспект.

3. Воронин С. В. Основы фоносемантики. М., 2006 (дополнительная).

4. Журавлев А. П. Фонетическое значение. Л., 1974.