36. Коммуникативные реакции на импликатуры.
ПЕРСПЕКТИВА ГОВОРЯЩЕГО
- имплицирует (порождает импликатуру)
- отказывается от импликатуры
- вербализует импликатуру (выражает в явном виде) или помогает понять
- проверяет понимание
- настаивает на импликатуре
- не оказывает содействия
ПЕРСПЕКТИВА СЛУШАЮЩЕГО
- понимает / принимает импликатуру к сведению
- игнорирует импликатуру
- уточняет понимание
- вербализует импликатуру
- опровергает импликатуру
- не понимает
- критикует адресата
ПРИМЕРЫ: 1)Говорящий имплицирует, слушающий его критикует [- Мальчик, - ответил он, - ты работаешь у меня, потому что я - это я, а ты - это ты. Это сотрудничество, вытекающее из природы вещей. – «Очень вразумительное объяснение».]
2)Слушающий не понимает импликатуру, а говорящий не оказывает ему содействия [А:Он в рот не берет спиртного, - сказал я. - Просто он был на пути в Дамаск, увидел великий свет и окосел от него. B:- Что с ним стряслось? А:- Надо почаще заглядывать в Священное писание]
3)-Советую вздремнуть, потому что завтра ты начнешь раскапывать, на чем поскользнулся судья.
- Раскопки будут долгие, - сказал я.
- Слушай, - сказал он, - если ты не хочешь этим заниматься, тебя никто не заставляет. Я всегда
могу нанять другого. Может, ты хочешь прибавки?
- Нет, я не хочу прибавки, - ответил я.
- Хочешь ты или нет, я прибавлю тебе сотню в месяц.
-Пожертвуй ее церкви, - сказал я, если бы я нуждался в деньгах, я нашел бы себе
заработок полегче.
4) Говорящий помогает слушающему понять импликатуру [Он многозначительно посмотрел на мои туфли. «Обалдеть».]
- Классы слов, значение которых не определишь без прагматики:
- Включение говорящего в личную сферу адресата – обозначение адресата мы
- 11. Говорящий как важнейшая составляющая контекста
- 12. Слушающий как важн.Составляющая контекста. Фактор адресата. Типы слушающих.
- 13. Типы диалогических реакций слушающего. Типология доп.Участников общения.
- 15. Структура иллокутивной силы высказывания
- 4. Интенсивность иллокутивной силы
- 5. Социальный статус коммуникантов
- 6. Условие пропозиц. Содержания
- 16. Классификация ра
- 2 Подхода
- 17. Гибридные и сложные ра
- 18. Признаки и свойства перформативов
- 19. Условия успешного общения. Условия успешности ра.
- 20. Условия успешности репрезентативов и директивов
- 21. Условия успешности вопросов и комиссивов.
- 22. Неспецифичные условия успешности
- 23. Виды уместности:
- 24. Последовательности речевых актов, обеспечивающие успешность общения.
- 25.Пресуппозиция как компонент семантико-прагматической структуры высказывания. Семантическая и прагматическая трактовки пресуппозиций
- 26. Виды пресуппозиций
- 27. Функционирование пресуппозиций в диалоге.
- 1. Неадекватность высказывания г
- 6. Участие в организации и поддержке развития диалога.
- 28. Категория вежливости и основные подходы к ее изучению.
- 29. Принцип Вежливости Дж. Лича
- 30. Стратегии негативой вежливости.
- 31. Стратегии позитивной вежливости.
- 32. Лингвокультурная специфика реализации категории вежливости. Англичане vs. Русские
- 33. Косвенность как лингвопрагматическая категория. Достоинства и недостатки непрямой коммуникации.
- 34. Импликатуры и их свойства.
- 35. Принцип Кооперации.
- 36. Коммуникативные реакции на импликатуры.
- 37. Конвенциональные и неконвенциональные косвенные речевые акты.
- 38. Семантические типы косвенных речевых актов.
- 39. Косвенность в межкультурном аспекте.
- 40. Косвенность в разных сферах коммуникации.