Про грамотность
Знаю, что тема грамотности, или безграмотности, как посмотреть, кого-то очень интересует, а у кого-то вызывает такие эмоции: о чём, дескать, говорить, ну знаем, что хорошо бы писать без ошибок, но не получается… ну и что… вот пишем же смс, не думая ни о какой грамотности, и ничего, все меня понимают. Реплики предсказуемы. Но и скоропалительны. Так говорят о грамотности те, кто не до конца понимает её назначения. Поэтому и выносят её, нашей грамотности, поспешный вердикт.
Не буду приводить научно обоснованные аргументы, подтверждающие необходимость орфографии и пунктуации (ведь именно они составляют минимум миниморум грамотности, хотя ими она не исчерпывается). Оставим науку специалистам. Ведь и на уровне здравого смысла понятно, что грамотность – элементарный культурный навык, которым, к сожалению, не всем удаётся овладеть. Но почему мы заговорили о ней в рубрике «Словарный запас»? Потому, что говорить будем не о самой грамотности (это наш попутный интерес), а о слове ГРАМОТНОСТЬ. Оно привлекает внимание тем, что пишется с одной буквой «м» (многие допускают именно эту ошибку).
Слово «грамотность» имеет греческие корни: γράμμα – всё начертанное (письменный знак, буква, изображение, рисунок, надпись) и всё написанное (письмо, сочинение, книга, запись).
У слова грамота в русском языке – два значения: умение читать и писать и жанр древнерусской деловой письменности. Исторически «владеть грамотой» значило уметь читать, считать и писать. Глаголы читать и считать – исторически однокоренные, включая их родственника – почитать, чтить. Их общий предок – древнерусское слово чисти с известным толкованием «воспринимать или воспроизводить письменный текст». Не древнерусское, а ещё более древнее, индоевропейское, значение глагола писать – изображать что-либо с помощью красок, раскрашивать, делать пёстрым. Таким образом, латинское piktum, известное нам по слову пиктограмма (рисунчатое письмо), находится в родстве с русским словом письмо.
Что касается жанра, то первою грамотою на Руси считается упоминаемая у Нестора грамота Владимира, данная им церкви св. Богородицы (996 год). Первая подлинная, дошедшая до нас грамота – жалованная грамота князя Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю (1128-1132 гг.). До XV в. Долгое время (до XVI в.) грамотою называли всякого рода письменные документы.
Широкий спектр значений слова γράμμα позволил появиться в русском языке многим словам с этим компонентом. Греческое слово вошло составной частью в большое количество востребованных в русском лексиконе слов: программа, фонограмма, телеграмма, монограмма, голограмма и прочие. Частотность и распространенность этих слов, точнее их графический облик иногда вводит кое-кого в заблуждение. Надо помнить, что грамота, грамотей, грамотный – все эти слова обошлись без удвоенной согласной. Может, потому, что эти слова, известные с XI, XIV и XV вв. соответственно, называли обыденные реалии, не принадлежали научной сфере, как грамматика, или технической (и более поздней), как граммофон. Русский язык не любит удвоения согласных в корнях, все подобные слова заимствованные. Знаю, сколько порой неприятностей пишущему доставляют двойные согласные, поэтому порадуемся, что часть иностранных слов русский язык заимствовал, не сохранив в них две согласных, чем очень облегчил написание многих слов (скажем, литература от латинского littera).
И всё же, как быть с грамотностью? Считать ли её чуть ли не универсальным способом отличить образованного человека от невежды? Это решать каждому индивидуально. Одно можно сказать точно: роль грамотности в цивилизованном обществе очень велика. Убедиться в этом просто. Когда говорят грамотный специалист («Стране нужны грамотные инженеры»), речь идёт, конечно, в первую очередь, не об орфографической и пунктуационной грамотности. Недаром у слова грамотный есть богатый синонимичный ряд практически во всех речевых сферах: в научной – квалифицированный, компетентный; в художественной – виртуозный, искусный, артистичный, сведущий; в профессиональной – информированный, опытный; в разговорной – мастерский, секущий, золотые руки. И общераспространённые литературные синонимы – знающий, умелый. Ещё можно добавить, что когда хотим сказать о хорошем, лучшем, правильном, отличном, мы тоже используем слово грамотный.
Так что нет необходимости доказывать очевидное: грамотность имеет большое значение. Грамотно сделанную работу или грамотный текст можно сравнить с гармонией в музыке, со стройностью в архитектуре. Мало кому понравится неоправданная какофония или покосившиеся стены зданий. Выбор, как всегда, за вами: можно рассматривать свою грамотность как частное и незначительное дело, а можно – как важную культурную составляющую своей индивидуальности.
- Сибирский федеральный университет
- Тема 1. Язык как особая знаковая система языковая система
- Про грамотность
- Чем «блоггер» отличается от «блогера»? в чём смысл удвоенных согласных
- Как чиновники русский язык «исправили» история одного слова
- Тема 2. Язык и речь. Литературный язык и норма
- Русский язык
- Язык общий, речь своя и лучше, если она не грубая
- Где взять хорошую речь?
- Чувство сферы, как нить Ариадны, поможет в сложных речевых ситуациях
- Тема 3. Речевые жанры. Коммуникативный фрагмент.
- Глава 5. Коммуникативный фрагмент (кф)
- С чего начинается общение?
- Извлечения из списка основных русских обращений
- Есть ли жизнь без мата?
- Тема 4. Фонетика. Орфоэпия
- «Кофе» в контексте норм и эмоций
- Как нас теперь называть?
- Как пользоваться словом «кредит»
- Почерк: личное дело или общественный договор?
- Большие проблемы «маленьких» букв
- Часть 1. Больших больше уважают?
- Часть 2. Желание выделить
- Тема 5. Морфемика. Словообразование
- О рефлексе, рефлексии и глаголах, образованных от них
- Как различить близнецов?
- Аббревиатуры нашего времени
- Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография
- Бумага: книги, карты, хартия и… халтура
- Научный лексикон, намеченный пунктиром
- Сказать, а не озвучить
- Мода на проекты
- Переименование как попытка создать новую реальность
- Тема 7. Морфология
- Трудно склоняемые… патриоты
- Непростой характер чисел
- Татышев остров историко-филологический этюд
- Тема 8. Синтаксис
- ПредЛожная дипломатия
- Чему воспрепятствует запятая?
- Заковыристые кавычки
- Тема 1. Язык как особая знаковая система 3
- Тема 2. Язык и речь. Литературный язык и норма.
- Тема 3. Речевые жанры. Коммуникативный фрагмент.
- Тема 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография 23
- Тема 5. Морфемика. Словообразование 33
- Тема 6. Лексика. Лексикология. Лексикография 37
- Тема 7. Морфология 45
- Тема 8. Синтаксис 50