Процесс восприятия речи.
4.1. Общая характеристика процесса восприятия речи как одного из видов восприятия. Признаки, свойственные восприятию любого объекта: восприятие как сложная, перцептивно-мыслительно-мнемическая деятельность (С. Л. Рубинштейн, И. А. Зимняя); стратегии восприятия: от части к целому («снизу вверх») и от целого к части («сверху вниз»), доминирование одной из стратегий в различных типах речевых ситуаций; понятие апперцепции и её роль в процессе восприятия (А. А. Потебня, Л. П. Якубинский); понятие психологической установки и её роль в процессе восприятия (Д. Н. Узнадзе); активный характер процесса восприятия.
4.2. Специфика восприятия речи. Восприятие речи как опосредованное отражение действительности. Понятие разной глубины восприятия: «понимание речи» (поверхностное восприятие речи) и «понимание действительности», разный уровень глубины «понимания речи». Специфика восприятия устной речи: понятие неполного и неточного акустического сигнала; дискретность устной речи, проблема членения речевого континуума на слова, макросегментация и микросегментация.
4.3. Активность процесса восприятия речи. Восприятие речи как процесс преобразования речевого сигнала. Факторы, определяющие степень встречной активности слушающего: избыточность текста, степень лексико-грамматической сложности текста, предварительные знания слушающего о предмете речи, ситуативные факторы. Прогнозирование в процессе восприятия речи: фонетическое, грамматическое и смысловое; роль знаний языка и знаний о мире в разных видах прогнозирования.
4.4. Понимание текста. Динамический характер понимания текста. Факторы, определяющие различное понимание текста. Цельность и связность текста как две взаимообусловленные характеристики, определяющие понимание текста.
4.5. Сравнительная характеристика механизмов восприятия и порождения речи. Вопрос о тождестве / различии механизмов восприятия и порождения речи.
-
Содержание
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II