logo search
психолингвистика

Процесс восприятия речи.

4.1. Общая характеристика процесса восприятия речи как одного из видов восприятия. При­знаки, свойственные восприятию любого объекта: восприятие как сложная, пер­цеп­тив­но-мыслительно-мнемическая деятельность (С. Л. Рубинштейн, И. А. Зимняя); стратегии вос­приятия: от части к целому («снизу вверх») и от целого к части («сверху вниз»), до­ми­ни­ро­вание одной из стратегий в различных типах речевых ситуаций; понятие апперцепции и её роль в процессе восприятия (А. А. По­теб­ня, Л. П. Якубинский); понятие психологической уста­новки и её роль в процессе восприятия (Д. Н. Узнадзе); активный характер процесса вос­при­ятия.

4.2. Специфика восприятия речи. Восприятие речи как опосредованное отражение дей­ст­вительности. Понятие разной глубины восприятия: «понимание речи» (поверхностное вос­при­ятие речи) и «понимание действительности», разный уровень глубины «понимания ре­чи». Специфика восприятия устной речи: понятие неполного и неточного акустического сиг­на­ла; дискретность устной речи, проблема членения речевого континуума на слова, мак­ро­сег­ментация и микросегментация.

4.3. Активность процесса восприятия речи. Восприятие речи как процесс пре­об­ра­зо­ва­ния речевого сигнала. Факторы, определяющие степень встречной активности слушающего: из­быточность текста, степень лексико-грамматической сложности текста, предварительные зна­ния слушающего о предмете речи, ситуативные факторы. Прогнозирование в процессе вос­приятия речи: фонетическое, грамматическое и смысловое; роль знаний языка и знаний о ми­ре в разных видах прогнозирования.

4.4. Понимание текста. Динамический характер понимания текста. Факторы, опреде­ля­ющие различное понимание текста. Цельность и связность текста как две взаимо­обус­лов­лен­ные характеристики, определяющие понимание текста.

4.5. Сравнительная характеристика механизмов восприятия и порождения речи. Вопрос о тождестве / различии механизмов восприятия и порождения речи.