logo search
методпособие 2010

Аспекты изучения культуры речи

Культура речи включает три аспекта: нормативный, коммуникативный, этический.

Нормативный аспект. Один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. В этом аспекте речевая культура изучается ортологией (орто – норма, логос - учение).

Образуйте форму именительного падежа множественного числа от следующих существительных: ведро, стремя, договор, пальто, пальба, человек.

Образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительных: полено, силища, очко, погон, тряпье, мечта.

Коммуникативный аспект. Эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи.

Так, например, для создания научного текста (статьи, курсовой или дипломной работы) используются средства научного функционального стиля, отвечающего требованиям понятийной точности, логичности и др. Если необходимо написать деловое письмо, единственно правильным выбором станет официально-деловой стиль. Смешение функциональных стилей, подмена одного другим (даже при соблюдении прочих норм речи) – свидетельство низкой культуры говорящего. Коммуникативный компонент культуры речи предполагает также точность, понятность и чистоту речи. Так, чрезмерное, неуместное использование в устной речи заимствованных слов затрудняет общение, а жаргоны и бранные слова нарушают чистоту речи.

Этический аспект. Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения. Этический аспект предполагает знание речевого этикета: формулы приветствия, прощания, бла­годарности; обращение на "ты" или "вы"; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и др.

Так наше общение всегда начинается с обращения к человеку. До революции 1917 года в русском языке существовало несколько форм обращения: 1) сударь – сударыня; 2) ваше превосходительство; 3) господин /госпожа. После Октябрьской революции им на смену пришли товарищ, гражданин/гражданка. Универсальным можно назвать обращение товарищ: оно называло лицо независимо от пола; могло употребляться как в сочетании с фамилией (профессией, званием), так и без нее (товарищ Иванов; товарищ директор; проходите, товарищи); с идеологической точки зрения подразумевало равенство говорящего и адресата. Обращение господин в разговорной речи советского периода часто употреблялось с иронией, а в более позднее советское время господин/госпожа и дамы и господа сохранились лишь как обращения к иностранцам из несоциалистических стран.

В настоящее время попытки простой замены обращения товарищ на господин нередко приводят к комичным ситуациям: Господа, не бросайте окурки на пол! Господа, не оставляйте на столах грязную посуду! Неудачно и обращение господа (вместо дамы и господа, принятого в международном общении) к разнополой аудитории. Видимо, потребуется еще немало времени, чтобы система обращений "устоялась". Тем не менее, существует ряд рекомендаций на этот счет.

1. Считаются неприличными и невежливыми следующие обращения к незнакомым людям: Мужчина, войдите! Подождите, женщина! Отец! Как пройти к гастроному? Папаша!.. Мамаша!.. и др.

2. Обращаться к незнакомому человеку сегодня лучше, не используя специальных форм, т.е. следует говорить: Простите, вы не могли бы… Скажите, пожалуйста… Будьте любезны… и т.д.

3. Познакомившись с человеком, следует запомнить, как его зовут, и в дальнейшем обращаться к нему по имени и отчеству, стараясь не ошибаться.

Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разго­вор на "повышенных тонах". Знание этикета в его разных формах очень важно и в деловой сфере, например при ведении устных деловых переговоров, встреч, презентаций. Этический компонент культуры письменной деловой речи предполагает знание этикета служебных писем, этикета составления документов.

Таким образом, за эффективность нашего общения отвечают языковой, коммуникативный и этический компоненты речи.