Краткий словарь основных терминов
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение.
Дискурс – это живая речь, произносимая в процессе развертывания речевого события (словесная речь, мимика, жесты).
Жанр – форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля.
Коммуникативные качества речи – это реальные свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность. К.р. выделяются на основе соотношения речи и неречевых структур, таких как язык, мышление, сознание, действительность.
Коммуникация – сообщение или передача средствами языка содержания высказывания.
Конфликт – столкновение сторон, мнений, сил. Предметом К. могут быть различные аспекты производственной и внепроизводственной деятельности людей. К. могут возникать среди коммуникантов как по «горизонтали» (на одном уровне), так и по «вертикали» (на разных уровнях).
Культура речи – 1.Владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
2. Раздел языкознания, который исследует проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.
Мимика – выразительные движения мышц лица, обнаруживающие психическое состояние человека, главным образом его чувства.
Норма языка - совокупность наиболее устойчивых, традиционных реализаций языковой системы.
Письменная речь (письмо) – продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается на расстоянии с помощью графических знаков.
Речевой акт – отдельное речевое действие.
Речевая деятельность – вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), реализуется в таких ее основных видах, как слушание, говорение, чтение, письмо. Эти виды Р.Д. рассматриваются как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального общения.
Речевая ситуация – совокупность элементов речевого события, включающая его участников, их социальные роли, отношения между ними, цель общения, обстоятельства, в которых происходит общение.
Речевое событие - основная единица речевого общения, законченное целое со своей формой, структурой, границами. Речевое событие включает в себя речевую ситуацию и дискурс.
Речевой этикет – система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания.
Речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира и пр. Под Р. понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные).
Речевая системность ФС – это взаимосвязь языковых средств разных уровней для создания текста определенного стиля.
Слушание – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов. Виды С.: глобальное, детальное, критическое.
Стилистика – это лингвистическая наука о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, о функциональных стилях.
Стилистическая окраска – дополнительное эмоциональное значение слова, которое добавляется к основному, называющему предмет речи. Основное значение называется – денотатом, дополнительное - коннотацией (ср. спать – почивать - дрыхнуть).
Стилистическая норма – это проявление языковой нормы в аспекте функционального стиля. Черты стилистической нормы: 1. обладает меньшей обязательностью и четкостью границ, чем языковая. 2. имеет динамическую природу, склонна к изменчивости. 3. отличается гибкостью, вариативностью.
Устная речь – продуктивный тип речевой деятельности, при которой информация передается с помощью звуков речи.
Чтение – вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью Ч. является получение и переработка письменной информации, то есть Ч. (как и слушание) относится к рецептивным видам речевой деятельности.
Языковая личность – субъект, который обладает совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему осуществлять сугубо человеческую деятельность: говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, отвечающие целям и условиям коммуникации, извлекать информацию из текста и воспринимать речь.
- Русский язык и культура речи
- Рецензенты: Сполохова е.А., к.Ф.Н, зав. Кафедрой художественного образования иПиП чгу;
- Цели и задачи курса
- Требования к знаниям и умениям по дисциплине
- Тематическая карта дисциплины
- Содержание курса Лекция №1 Культура речи как наука. Две концепции культуры речи
- Понятие о культуре речи. Цели и задачи курса
- Аспекты изучения культуры речи
- 3. Две концепции культуры речи
- 4. Основные понятия культуры речи
- Лекция №2 Речь как деятельность
- Определение речевой деятельности
- 2. Формы речи
- 3. Виды речевой деятельности
- Виды слушания
- 4. Коммуникативные качества речи
- 1. Соотношение язык – речь
- 2.Соотношение речь – мышление
- 3.Соотношение речь – сознание
- 4.Соотношение речь – действительность
- 5.Соотношение речь – человек, ее адресат
- 6.Соотношение речь – условия общения
- Речевое поведение человека
- 2. Характеристика дискурса
- 3.Структура речевой ситуации
- 4.Типы речевых действий
- Языковые и стилистические нормы сря
- Понятие языковой нормы. Характерные особенности
- Динамичность развития языка и изменчивость норм
- Виды норм
- Соотношение языковой и стилистической нормы
- Специфика стилистической нормы
- Виды стилистических ошибок
- Понятие о функциональном стиле. Система функциональных стилей современного русского языка
- 2. Система функциональных стилей современного русского языка
- 3. Характеристика официально-делового стиля
- Языковые черты одс
- Оратор и аудитория. Особенности устной публичной речи
- Вольтер
- Определение риторики как науки
- 2. Подготовка и произнесение речи перед аудиторией
- Корпоративная этика и деловой этикет
- 2. Значение этичного поведения в деловых отношениях
- 3. Этика руководителя
- Каким должен быть руководитель?
- 4. Этические принципы хорошего подчиненного
- 5.Этика делового общения «по горизонтали»
- 6. Деловой этикет и культура поведения делового человека
- Принципы делового этикета
- Особенности делового этикета зарубежных стран
- Германия
- Франция
- Виды делового общения
- 2. Различные формы делового общения
- Деловая беседа
- Деловое совещание
- Ведение деловых переговоров
- Подходы и типы поведения на переговорах
- Тактические приемы ведения переговоров
- 3.Этика делового общения в Интернет
- Языковые нормы современного русского языка
- Практическая часть
- Речевое поведение человека и его составляющие
- Практическая часть
- Система функциональных стилей современного русского языка
- Практическая часть
- Оратор и аудитория. Особенности устной публичной речи
- Практическая часть
- Деловой этикет и этика поведения делового человека
- Д. С. Лихачев
- Этикетные жанры и формулы речевого этикета
- Служебные документы: типология, языковое оформление
- Практическая часть
- Доверенность
- Различные формы делового общения
- Практическая часть
- Список вопросов, выносимых на зачет
- Система функциональных стилей современного русского языка.
- Спорные вопросы стилевой стратификации.
- Список литературы
- Краткий словарь основных терминов