logo search
методпособие 2010

Краткий словарь основных терминов

 

Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение.

 

Дискурс – это живая речь, произносимая в процессе развертывания речевого события (словесная речь, мимика, жесты).

Жанр – форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного  функционального стиля.

Коммуникативные качества речи – это реальные свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность. К.р. выделяются на основе соотношения речи и неречевых структур, таких как язык, мышление, сознание, действительность.

 

Коммуникация – сообщение или передача средствами языка содержания высказывания.

 

Конфликт – столкновение сторон, мнений, сил. Предметом К. могут быть различные аспекты производственной и внепроизводственной деятельности людей. К. могут возникать среди коммуникантов как по «горизонтали» (на одном уровне), так и по «вертикали» (на разных уровнях).

 

Культура речи – 1.Владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

2. Раздел языкознания, который исследует проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.

  

Мимика – выразительные движения мышц лица, обнаруживающие психическое состояние человека, главным образом его чувства.

 

Норма языка - совокупность наиболее устойчивых, традиционных реализаций языковой системы.

 

Письменная речь (письмо) – продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается на расстоянии с помощью графических знаков.

Речевой акт – отдельное речевое действие.

Речевая деятельность – вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), реализуется в таких ее основных видах, как слушание, говорение, чтение, письмо. Эти виды Р.Д. рассматриваются как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального общения.

 

Речевая ситуация – совокупность элементов речевого события, включающая его участников, их социальные роли, отношения между ними, цель общения, обстоятельства, в которых происходит общение.

 

Речевое событие - основная единица речевого общения, законченное целое со своей формой, структурой, границами. Речевое событие включает в себя речевую ситуацию и дискурс.

Речевой этикет – система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания.

 

Речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира и пр. Под Р. понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные).

Речевая системность ФС – это взаимосвязь языковых средств разных уровней для создания текста определенного стиля.

Слушание – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов. Виды С.: глобальное, детальное, критическое.

Стилистика – это лингвистическая наука о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, о функциональных стилях.

 

Стилистическая окраска – дополнительное эмоциональное значение слова, которое добавляется к основному, называющему предмет речи. Основное значение называется – денотатом, дополнительное - коннотацией (ср. спать – почивать - дрыхнуть).

Стилистическая норма – это проявление языковой нормы в аспекте функционального стиля. Черты стилистической нормы: 1. обладает меньшей обязательностью и четкостью границ, чем языковая. 2. имеет динамическую природу, склонна к изменчивости. 3. отличается гибкостью, вариативностью.

Устная речь – продуктивный тип речевой деятельности, при которой информация передается с помощью звуков речи.

Чтение – вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью Ч. является получение и переработка письменной информации, то есть Ч. (как и слушание) относится к рецептивным видам речевой деятельности.

  

Языковая личность – субъект, который обладает совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему осуществлять сугубо человеческую деятельность: говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, отвечающие целям и условиям коммуникации, извлекать информацию из текста и воспринимать речь.

75