logo search
психолингвистика

Часть II

(практические занятия)

  1. Понимание внутренней речи Л. С. Выготским. Специфика фазической (синтаксической и фонетической) стороны внутренней речи в сравнении с речью внешней.

  2. Понимание внутренней речи Л. С. Выготским. Специфика семан­ти­ческой стороны внут­ренней речи в сравнении с речью внешней.

  3. Формирование внутренней речи в онтогенезе. Экспериментальное исследование эгоцент­ри­ческой речи (методика Л. С. Выготского).

  4. Типология невербальных средств общения. Генезис невербальных средств общения: универсальные и идиоэтнические.

  5. Функции невербальных средств общения. Взаимодействие вербальных и невербальных средств общения в коммуникации между людьми.

  6. Звук и смысл. Методика экспериментального исследования смысловых ассоциаций зву­ков, разработанная А. П. Журавлевым.

  7. Понятие фонетического значения. Звукосимволизм. Звукоподражательные слова и идео­фоны.

  8. Приемы актуализации смыс­ловых ассоциаций звуков в поэтическом тексте. Сравни­тель­ный анализ звукового облика членов синонимического ряда.

  9. Функциональный подход к изучению речевой деятельности, предложенный Л. П. Яку­бин­ским. Принципы классификации форм речевого высказывания. Формы речи. и виды речевой коммуникации.

  10. Непосредственное и опосредованная формы речевого взаимодействия. Роль мимики, жестов и интонации при непосредственной форме речевого взаимодействия. Понятие обратной связи, специфика обратной связи в диалогической и монологической речи.

  11. Естественность диалога и искусственность монолога. Понятие ап­пер­цепции и «аппер­цеп­ци­онной массы».

  12. Сравнительная характеристика устной диалогической, устной монологической и пись­мен­ной монологической речи.

  13. Бытовой шаблон. Речевой автоматизм. Понятие простого и сложного волевого действия.

  14. Ассоциативное поле как модель фрагмента лексической системы языка. Типы ассо­ци­а­тив­ных связей между словами в сознании носителей языка. Обусловленность ассоци­а­тив­ных связей различными факторами.

  15. Понятие ментального лексикона. Многомерная организация ментального лексикона. Спе­цифика синонимических, антонимических и тематических связей в ментальном лекси­ко­не. Формальные связи между словами. Вопрос о модальной форме репрезентации единиц ментального лексикона.

  16. Экспериментальный метод исследования словообразовательных связей в сознании носи­те­лей языка (методика Л.В. Сахарного). Механизмы образования слов в процессе рече­про­изводства. Факторы, способствующие функционированию производного слова как целостной номинации.

  17. Потенциальное и окказиональное словообразование. Причины появления в речи слово­об­ра­зовательных неологизмов. Причины актуализации деривационных связей производного слова.

  18. Языковая игра и «народная этимология».

  19. «Коммуникация события» и «коммуникация отношения». Синтагматические и парадиг­ма­тические связи. Понятие паратаксиса и гипотаксиса. Специфика лингвис­ти­ческой и психологической структуры «коммуникации события» и «коммуникации отношения».

  20. Основные виды парадигматического типа организации речи: обратимые конструкции, сравнительные конструкции, порядок слов.

  21. Основные виды парадигматического типа организации речи: смысловая инверсия; пас­сив­ные конструкции; сложные «гипотактические» синтаксические конструкции.

  22. *Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике. Понятие прямых и косвенных методик. Проблема объективного и субъективного выбора испытуемых.

  23. *Экспериментальные методы исследования структуры ментального лексикона.

  24. *Экспериментальные методы исследования понимания текста.

1 Темы 11 и 12 предусмотрены учебной программой только для студентов отделения логопедии.

2 Тема 5 не рассматривается на занятиях в группах бакалавров.

3 Тема 5 рассматривается только на занятиях в группах логопедов.

4 Эта тема предусмотрена учебным планом только для студентов отделения логопедии.

5 Вопросы со звездочкой включены в программу зачета только для студентов отделения логопедии.