Часть II
(практические занятия)
Понимание внутренней речи Л. С. Выготским. Специфика фазической (синтаксической и фонетической) стороны внутренней речи в сравнении с речью внешней.
Понимание внутренней речи Л. С. Выготским. Специфика семантической стороны внутренней речи в сравнении с речью внешней.
Формирование внутренней речи в онтогенезе. Экспериментальное исследование эгоцентрической речи (методика Л. С. Выготского).
Типология невербальных средств общения. Генезис невербальных средств общения: универсальные и идиоэтнические.
Функции невербальных средств общения. Взаимодействие вербальных и невербальных средств общения в коммуникации между людьми.
Звук и смысл. Методика экспериментального исследования смысловых ассоциаций звуков, разработанная А. П. Журавлевым.
Понятие фонетического значения. Звукосимволизм. Звукоподражательные слова и идеофоны.
Приемы актуализации смысловых ассоциаций звуков в поэтическом тексте. Сравнительный анализ звукового облика членов синонимического ряда.
Функциональный подход к изучению речевой деятельности, предложенный Л. П. Якубинским. Принципы классификации форм речевого высказывания. Формы речи. и виды речевой коммуникации.
Непосредственное и опосредованная формы речевого взаимодействия. Роль мимики, жестов и интонации при непосредственной форме речевого взаимодействия. Понятие обратной связи, специфика обратной связи в диалогической и монологической речи.
Естественность диалога и искусственность монолога. Понятие апперцепции и «апперцепционной массы».
Сравнительная характеристика устной диалогической, устной монологической и письменной монологической речи.
Бытовой шаблон. Речевой автоматизм. Понятие простого и сложного волевого действия.
Ассоциативное поле как модель фрагмента лексической системы языка. Типы ассоциативных связей между словами в сознании носителей языка. Обусловленность ассоциативных связей различными факторами.
Понятие ментального лексикона. Многомерная организация ментального лексикона. Специфика синонимических, антонимических и тематических связей в ментальном лексиконе. Формальные связи между словами. Вопрос о модальной форме репрезентации единиц ментального лексикона.
Экспериментальный метод исследования словообразовательных связей в сознании носителей языка (методика Л.В. Сахарного). Механизмы образования слов в процессе речепроизводства. Факторы, способствующие функционированию производного слова как целостной номинации.
Потенциальное и окказиональное словообразование. Причины появления в речи словообразовательных неологизмов. Причины актуализации деривационных связей производного слова.
Языковая игра и «народная этимология».
«Коммуникация события» и «коммуникация отношения». Синтагматические и парадигматические связи. Понятие паратаксиса и гипотаксиса. Специфика лингвистической и психологической структуры «коммуникации события» и «коммуникации отношения».
Основные виды парадигматического типа организации речи: обратимые конструкции, сравнительные конструкции, порядок слов.
Основные виды парадигматического типа организации речи: смысловая инверсия; пассивные конструкции; сложные «гипотактические» синтаксические конструкции.
*Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике. Понятие прямых и косвенных методик. Проблема объективного и субъективного выбора испытуемых.
*Экспериментальные методы исследования структуры ментального лексикона.
*Экспериментальные методы исследования понимания текста.
1 Темы 11 и 12 предусмотрены учебной программой только для студентов отделения логопедии.
2 Тема 5 не рассматривается на занятиях в группах бакалавров.
3 Тема 5 рассматривается только на занятиях в группах логопедов.
4 Эта тема предусмотрена учебным планом только для студентов отделения логопедии.
5 Вопросы со звездочкой включены в программу зачета только для студентов отделения логопедии.
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II