logo search
vopross_1-40_cheats

13. Типы диалогических реакций слушающего. Типология доп.Участников общения.

Типы реакций слушающего на высказывания:

Закрывающие(позитивные, негативные) – «Пойдешь со мной?» - «С удовольствием» - процесс восприятия завершенный.

Промежуточные (переспросы, уточняющие реплики, дополняющие реакции, прерывающие реакции) - затруднения при восприятии рече.действия.

Неопределенные (условно-закрывающие и недоопределенные) «Пойду, если время будет»

Типология доп.участников общения (наличие свидетеля=слушателя=косв.адресата):

I Оценка Г-м участия СС:

А) необходимый / случайный

Б) желательный / нежелательный

II Характер участия в общении:

Пассивный свидетель / потенциальный участник

III Коммуникативное намерение Г по отношению к А:

А) учитывание (эвфемизмы, намеки, эллипсисы)

Б) целенаправленное воздействие

IV Cоотнесение коммуникативных ролей адресата и слушающего:

а) А(ведущая роль) > C(второстепенная)

б) A(ведущая)= C(ведущая)

в) A(второст.)< C(ведущая)

V. по признаку опосредованности (Адресовано ли сообщение лично).

VI. по признаку рефлексивности (разговор с самим собой

VII. реальность / вымышленность (например, актеры, играющие ту или иную роль на сцене)

14. ТЕОРИЯ РА. РА И ЕГО СТРУКТУРА.

Объяснительная сила ТРА: привлечение внимания к обыденным речевым действиям; возможность проводить сопоставительные исследования(м/к, гендерные).

ТРА = учение о строении единицы речевого общения – РА.

Особенность = подход к РА как к способу достижения человеком определенной цели и рассмотрение под этим углом зрения используемых им языковых средств.

Оксфордская школа «лингвистической философии» (Дж. Остин, П.Ф.Стросон): «естеств.язые достоин изучения»

Дж. Остин(ядро ТРА): курс лекций «Слово как действие» - сформул. понятие речевого акта, выявил его структуру и предложил первую классификацию РА.

Дж.Серль: основа классифицированию иллокутивных актов.

Г.П.Грайс: Принцип Кооперации.

ТРА: коммуниканты не просто произносят определенные слова, но осуществляют определенные речевые действия для достижения определенных целей.

В рамках ТРА решаются следующие вопросы: 􀀹 каков репертуар этих действий 􀀹 каким образом пользователи языка их осуществляют 􀀹 каковы условия их успешной реализации и др.

РА = произнесение говорящим определенного высказывания в ситуации непосредственного общения со слушающим. (это вид действия, «коммуникативный акт»)

Структура РА:

Локуция (говорение: 􀂃 произнесение звуков 􀂃 употребление слов 􀂃 связывание их по правилам грамматики 􀂃 обозначение с их помощью тех или иных объектов 􀂃 приписывание этим объектам тех или иных свойств и отношений) – пропозициональное содержание высказывания.

Иллокуция(внеязыковая цель, коммун.намерение, иллокутивная функция высказывания – что должно быть понято)

1 пропоз.содержание – разные иллокуции («Чья это машина» - вопрос, критика, просьба, одобрение) – установление намерения = осн.проблема коммуникации.

Перлокуция (воздействие, которое говорящий оказывает на слушающего – верить/не верить, обрадоваться, подчиниться, т.д.)

Что влияет на перлок.эффект: 􀂾 эффект первичности (первая информация о новом человеке оказывается важнее последующей) 􀂾 эффект новизны(интересна лишь новая информация) 􀂾 эффект бумеранга (оказание противодействия сильному давлению извне) 􀂾 эффект ореола

(переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие

качества)