Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
1.1. Сравнение предмета и методов исследования традиционной лингвистики и психолингвистики. Этапы развития психолингвистики: психологический (Б. Скиннер, Ч. Осгуд), лингвистический (Н. Хомский, Дж. Миллер) и когнитивный (Дж. Верч, Дж. Брунер, Ж. Нуазе) этапы.
1.2. Лингвистические основы отечественной психолингвистики. Основные положения концепции В. фон Гумбольдта, А. А. Потебни, И. А. Бодуэна де Куртенэ, имеющие теоретическое значение для психолингвистики. Значение концепции Л. В. Щербы для психолингвистики: три аспекта языковых явлений – речевая деятельность, языковая система и языковой материал,– их взаимосвязь; понятие психофизиологической речевой организации индивида. Значение концепции Л. В. Щербы для психолингвистики: три аспекта языковых явлений, понятие психофизиологической речевой организации индивида их взаимосвязь.
1.3. Психологические основы психолингвистики. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского: социальная и индивидуальная природа психики человека; орудийный характер человеческой деятельности; слово как психическое орудие речевой деятельности; анализ по единицам в отличие от анализа по элементам; значение слова как единица речевого мышления; речевая деятельность как процесс «формирования мысли в слове»; вторичный характер речевой деятельности. Основные положения общей теории деятельности А. Н. Леонтьева: сущность деятельностной парадигмы; структура деятельности (деятельность, действия, операции), уровни осознаваемости (актуальное сознавание, сознательный контроль, бессознательный контроль, неконтролируемость и неосознаваемость).
1.4. Физиологические основы психолингвистики: теория физиологической активности Н.А. Бернштейна: цель как “модель желаемого будущего”; планирование деятельности; уровневое строение нервной системы и уровневая организация деятельности – ведущий и фоновые уровни ЦНС.
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II