Формы речи и виды речевой коммуникации.
6.1. Принципы классификации форм речи: по способу материализации мысли – устная и письменная; по характеру взаимодействия участников речевой деятельности – диалогическая (перемежающаяся форма взаимодействия) и монологическая (длительная форма взаимодействия); непосредственное и опосредованное речевое взаимодействие; по степени подготовленности – спонтанная, псевдоспонтанная и подготовленная, признаки спонтанной речи. Понятие обратной связи и её специфика в различных формах речи.
6.2. Основные виды речевой коммуникации: устная диалогическая спонтанная речь в форме непосредственного речевого взаимодействия; устная (псевдо)спонтанная монологическая речь в форме непосредственного взаимодействия; письменная подготовленная монологическая речь в форме опосредованного взаимодействия; другие типы сочетания разных форм речи.
6.3. Функциональный подход к изучению речевой деятельности (Л. П. Якубинский). Классификация форм речевого взаимодействия: непосредственная и опосредованная; перемежающаяся и длительная. Сочетание диалогической / монологической, устной / письменной форм речи с непосредственным / опосредованным взаимодействием. Роль зрительного и слухового восприятия собеседника в непосредственной форме взаимодействия. Роль мимики и жестов в непосредственной форме взаимодействия. Значение интонации в непосредственной форме взаимодействия.
6.4. Диалогическая и монологическая формы речи. Диалогическая речь как естественная форма речи, монологическая речь как искусственная форма речи. Естественность диалога и искусственность монолога. Виды реплицирования в устной диалогической речи. Связь между репликами диалога. Ситуативная обусловленность диалогической речи, контекстная обусловленность монологической речи. Бытовой шаблон и речевой автоматизм: понятие простого и сложного волевого действия. Диалогическая речь и речевой автоматизм. Особенности порождения и восприятия разных форм речи. Композиционное своеобразие разных форм речи. Специфика контроля при порождении разных форм речи. Структура “апперципирующей массы”. Роль апперцепции в понимании речи. Соотношение “апперципирующих масс” собеседников. Изменение содержания “апперципирующей массы” в процессе речевой деятельности.
-
Содержание
- Программа учебной дисциплины «психолингвистика»
- Текущая аттестация качества усвоения знаний
- Итоговая аттестация
- Основное содержание
- Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
- Основные понятия психолингвистики.
- Процесс порождения речи.
- Процесс восприятия речи.
- Развитие языковой способности в онтогенезе.
- Формы речи и виды речевой коммуникации.
- Невербальные средства общения.
- Проблемы фоносемантики.
- Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
- Психолингвистический аспект словообразования.
- «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
- Мозговые механизмы речевой деятельности1.
- Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
- Организация самостоятельной работы
- Темы для самостоятельной работы
- Список рекомендуемой литературы
- Учебники
- Словари
- Хрестоматии
- Научная литература
- Приложение 1
- Методические рекомендации
- Для преподавателей
- Тематика лекционных и практических занятий
- Темы лекционных занятий
- Темы практических занятий
- Методы обучения На лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Способы учебной деятельности
- На практических занятиях:
- Дидактический материал, используемый при изучении дисциплины на лекционных занятиях:
- На практических занятиях:
- Приложение 2 методические указания для студентов текущая и итоговая аттестация: общие замечания
- Темы практических занятий (со списком рекомендованной литературы) Тема 1. Невербальные средства общения
- Тема 2. Проблемы фоносемантики
- Тема 3. Диалогическая и монологическая речь
- Тема 4. Внутренняя и внешняя речь
- Тема 5. Формирование внутренней речи в онтогенезе
- Тема 6. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе
- Тема 7. Психолингвистический аспект словообразования
- Глава 3: «Взгляд на слово изнутри»;
- Глава 4: «Звуковые тряпочки слов».
- Тема 9. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.4
- Требования к содержанию обязательных конспектов л. С. Выготский «Мышление и речь» (глава 7: Мысль и слово)
- Л. П. Якубинский «о диалогической речи»
- Понятийно-терминологическая картотека
- Вопросы к зачету
- Часть I
- Часть II