24. Последовательности речевых актов, обеспечивающие успешность общения.
Многие речевые действия (просьбы, извинения, отказы, вопросы, ответы и др.) представляют собой сложные образования, в которые могут входить следующие компоненты:
-подготовительные ходы (помогают адресату сориентироваться в предстоящих РА) Подготовительные ходы: проверка допустимости, уместности речевого акта, адекватности базы знаний адресата
проверка соблюдения условий успешности РА
указание на тему последующего диалога
описательные ходы (указание на характер сообщаемой информации: точность, существенность /второстепенность, новизна / известность, степень детализации, откровенности и т.д.)
изложение требований к предстоящему РА (Просьба ответить коротко; Скажите конкретно)
ходы, направленные на создание благоприятного эмоционального фона
-мотивировки (помогают адресату понять причины речевых действий Г)
Мотивировки: политическая коммуникация: мотивировки вопросов, ответов. 2 основные группы мотивировок: целеориентированные и социоролевые (личностноориентированные редки)
Мотивировки: межличностная коммуникация :социоролевые, отражающие гендерные, возрастные, профессиональные и т.д. аспекты личности коммуниканта(We are all
friends here); межличностные, в которых говорящий обосновывает свою откровенность какими-либо собственными личностными качествами или качествами собеседника (We’ve known one another all our lives. ); целеориентированные, отражающие полезность откровенности в жизнедеятельности коммуникантов (I am speaking in your best interest;
I want you to understand what’s needed); ситуативные (May I now, since the moment is convenient);
-смягчающие ходы, дисклеймеры (сохранение / улучшение межличностных
отношений, снятие с говорящего ответственности) Подвиды: disarmers (I know you are busy, but…; Может, я не вовремя
со своими советами, но...; Не подумайте, что я жалуюсь/оправдываюсь, но...), imposition minimizers (if you have time),
sweeteners (Ты же такой хороший, неужели ты мне не поможешь...),
извинения идр.
две разновидности смягчения нежелательного эффекта сообщения на слушающего:
альтруистическое (altruistic) и эгоистическое (self-serving)
-усиливающие ходы (Коммуникативные ходы, усиливающие эффект от высказывания)
Парламентские вопросно-ответые сессии:
Ходы, подчеркивающие актуальность вопроса, необходимость получения ответа: We need to have that point clarified inthe House today; Обойти этот вопрос мы сегодня не имеем права; Сегодня этот вопрос мне кажется особенно уместным.
Призывы к искренности: угрозы, оскорбления, предупреждения: говори правду, или я пошла.
- Классы слов, значение которых не определишь без прагматики:
- Включение говорящего в личную сферу адресата – обозначение адресата мы
- 11. Говорящий как важнейшая составляющая контекста
- 12. Слушающий как важн.Составляющая контекста. Фактор адресата. Типы слушающих.
- 13. Типы диалогических реакций слушающего. Типология доп.Участников общения.
- 15. Структура иллокутивной силы высказывания
- 4. Интенсивность иллокутивной силы
- 5. Социальный статус коммуникантов
- 6. Условие пропозиц. Содержания
- 16. Классификация ра
- 2 Подхода
- 17. Гибридные и сложные ра
- 18. Признаки и свойства перформативов
- 19. Условия успешного общения. Условия успешности ра.
- 20. Условия успешности репрезентативов и директивов
- 21. Условия успешности вопросов и комиссивов.
- 22. Неспецифичные условия успешности
- 23. Виды уместности:
- 24. Последовательности речевых актов, обеспечивающие успешность общения.
- 25.Пресуппозиция как компонент семантико-прагматической структуры высказывания. Семантическая и прагматическая трактовки пресуппозиций
- 26. Виды пресуппозиций
- 27. Функционирование пресуппозиций в диалоге.
- 1. Неадекватность высказывания г
- 6. Участие в организации и поддержке развития диалога.
- 28. Категория вежливости и основные подходы к ее изучению.
- 29. Принцип Вежливости Дж. Лича
- 30. Стратегии негативой вежливости.
- 31. Стратегии позитивной вежливости.
- 32. Лингвокультурная специфика реализации категории вежливости. Англичане vs. Русские
- 33. Косвенность как лингвопрагматическая категория. Достоинства и недостатки непрямой коммуникации.
- 34. Импликатуры и их свойства.
- 35. Принцип Кооперации.
- 36. Коммуникативные реакции на импликатуры.
- 37. Конвенциональные и неконвенциональные косвенные речевые акты.
- 38. Семантические типы косвенных речевых актов.
- 39. Косвенность в межкультурном аспекте.
- 40. Косвенность в разных сферах коммуникации.