logo search
методпособие 2010

3.Соотношение речь – сознание

Сознание – процесс отображения действительности в формах понятий, суждений, умозаключений, сопровождаемый ощущениями и эмоциями. Сознание шире мышления. Речь выражает не только мысли, но и чувства, волю, эстетические переживания. Речь участвует в формировании эмоционального мира человека.

На соотношение речь – сознание проецируются такие качества речи, как выразительность, образность, действенность.

Действенность – речь, захватывая различные области сознания слушателя, подчиняет его автору (Язык рекламы, призывных плакатов и листовок; не тормози - сникерсни).

Выразительность речи усиливает ее эффектив­ность: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей.

М.В. Ломоносов писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно (образно, выразительно, эмоциональ­но) говорить и тем пре­клонять других к своему об оной мнению. Ресурсы выразительных средств в языке неис­черпаемы. Они обнаруживаются на всех его уров­нях. Например, на лексическом уровне: лицо - лик, физиономия, морда, рыло.

Выразительность речи во многом зависит от того, в какой степени творящий ее знаком с художествен­ными приемами, традиционно называемыми тропа­ми и фигурами.

И невзрачной вороне

это снежное утро к лицу –

ишь как похорошела.

М. Басе

Образность – речь формирует конкретно-чувственные представления о действительности. Вспомните, как герой стихотворения Чюрлениса «Не могу написать сегодня тебе письмо» говорит о себе: «Похож я на птицу, придавленную деревом…». А как А.П. Чехов в частной переписке обращается к своей жене: «Кукуруза души моей», «Дуся моя, замухрыша, собака…».