logo search
vopross_1-40_cheats

Классы слов, значение которых не определишь без прагматики:

  1. Индексальные я.з , содержат отсылку к ситуации – я, ты, здесь, сейчас

  2. Параметрические прилаг. – большой дом

  3. Оценочн. прилаг – невкусный

  4. Частицы – много значений, н-р:

  1. слова, значение которых обогащается прагматическими элементами, н-р, слова с коннотациями (кассирша – стил. сниженность)

3. Связь прагматики с другими науками. Разделы прагматики

ПОТЕНЦИАЛЬНО - связь со сферами исследования ПРОБЛЕМ ПОНИМАНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЙ И СЛОЖНОСТЕЙ КОМ-ЦИИ

ФИЛОСОФИЯ

смысл пр-ма: философия – метод решения человеческих проблем, в центре всего – чел. деятельность, все – на ее пользу: мышление дано для успешности действий, язык – успешного удовлетворения нужд.

РИТОРИКА, СТИЛИСТИКА

П: описывает условия У

интерес: как осуществляются РА

РиС: задает нормы ораторского ис-ва, etc

интерес: эффект РА

ПСИХОЛОГИЯ

СОЦИОЛОГИЯ (СОЦИОЛИНГВИСТИКА)

цели (П: связь между РА и контекстом; С: правила общения для соц. контекстов),

интересы (П: речь; С: хар-ки соц.групп, влияние соц.параметров на чка)

АНТРОПОЛОГИЯ/ЭТНОЛИНГВИСТИКА сопоставляет нормы реч. поведения в разных к-рах

Антропологи – 1е заинтересовались контекстной зависимостью Я (Малиновский, 1923 – ввел «контекст ситуации»)

ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА

исп-е науч. знаний о функционировании и устройстве Я в нелингв. науках и практ. деят-ти;

изучает способы оптимизации сфер функционирования Я. сис-мы.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

РА – объект судебнолигв. экспертизы( чтоб установить факт правонарушения, etc

н-р, имеются ли высказывания побудительного характера против г-на Н.)

Разделы прагматики

критерии:

  1. ориентация на теорию/практику:

  1. кол-во анализируемых Я:

  1. происхождение мат-ла:

  1. методы:

  1. учет временного фактора:

4 НАПРАВЛЕНИЯ ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И СФЕРЫ ИЗ ПРИМЕНЕНИЯ

изучение:

  1. факторов эффективности реализации ком. намерения Г

  1. принципов интерпретации высказывания

  1. разных РА

  1. нормы и принципы реч.общения

принципы кооперации, вежливости

  1. прикладные исследования преподавания ин.яз-ов

5 Основные понятия прагматики

Локуция, иллокуция, перлокуция.

Прессупозиция - компонент семантико-прагматической структуры высказывания, ложность кот-го делает осуществление данного высказывания неуместным, бессмысленным, неискренним. Это компонент смысла, который Г считает само собой разумеющимся, известным С и воспринимаемый им как непротиворечивый.

Косвенная(непрямая) коммуникация – содержательно осложненная коммуникация, в которой понимание высказывания включает смыслы, не содержащиеся в собственно высказывании, и требует дополнительных интерпретативных усилий со стороны адресата.

Косвенные РА – РА, к-е наряду с непосредственно выраженной иллокуцией включают в своюструктуру и другую илокуцию с другим пропозициональным содержанием.

Вежливость – национально-специфическая культ. категория, содержанием которой явл. система ритуализированных стратегий коммуникативного поведения, направленных на гармоничное, бесконфликтное общение.

6 Понятие дейксиса. Прагматика грамматической категории лица

Дейксис - функция языковых единиц, заключ. в соотнесении содержания высказывания (семантика) с его прагматикой – «координатами РА – местом, временем, участниками».

Виды дейксиса: временной(сейчас), пространственный(здесь), персональный + текстовый, эмоциональный, социальный

Прагматика грамматической категории лица (у мест.)

Ф-ции местоимений:

Дейктическая(первичная)

  1. Прагматическая(вторичная)

Прагматический потенциал притяжательных местоимений 1-го и 2-го лица

основан на противопоставлениях:

Все свое – «+», все, что нельзя/не хочется – «-».

Пр. м 1 л. ед.ч = включение адресата в личную сферу говорящего(ути-пути, ты мой зайка)

Пр.м.2 л. – оценка появляется при след. условиях: обращение, цитация, употр. с опред. лексемами(+этот)

Прагматические обороты с личными местоимениями:

  1. Дательный этический – я ТЕБЕ говорю,поговори мне!

Особенности таких конструкций

  1. «У + местоимение в род. п.»

«У меня» - похвала адресата -Ты у меня умница. = Личная причастность Г к ситуации, его заинтересованность в субъекте оценки (интимизация оценки).

«у меня + лексемы, выр. негативную оценку» = сигнал нейтрализации обидного характера высказывания - Ох, и дурной ты у меня, Гошка.

у меня/нас

у тебя

= Г не согласен с позицией адресата и хочет убедить его в неправильности суждений. - У тебя все дураки.

Местоименные инновации в неформальной интернет-коммуникации

мну/ мя/ моя/мое – им. п./меню (тебю)я

унификация форм личных местоимений

• использование экспрессивных приемов (варьирование графической формы слова) йа

• тенденция к намеренному аграмматизму( мое скрыть пол адресанта)

использование 3-го л. вместо 1-го=>объективирующий эффект: ситуация описывается с позиции некоего воображаемого 3-го лица.

Прагматические функции местоименного подлежащего в высказываниях с глаголом в форме императива.

Если Яз.норма императива – отсутствие подлеж. в императвах, то появление местоимения свидетельствует о:

• фамильярность/вежливость (Слышишь ты!)

• увеличение / уменьшение категоричности побуждения

• придание ритма (Будь ты проклят, убийца!)

7. Условия реализации вторичных прагматических функций местоимений

  1. нормативную форму местоимения на ненормативную

  2. местоимения -в роли подлежащего и обращения ( особ. где норма - его отсутствие)

  3. личные и притяжательные местоимения в особых синтаксических конструкциях

  4. одно лицо в значении другого

Категории числа у личных местоимений

  1. Замена ед.ч на мн.ч = добавление воображаемых участников, раздел. мнение Г – Мы еще посмотрим,…

  1. Вы=такие, как ты

но не всегда: