logo search
методпособие 2010

2.Соотношение речь – мышление

В речи мысль выражается и в речи формулируется. На соотношение речь – мышление проецируются такие качества речи, как точность и логичность.

Точность определяет­ся умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов и пр. Например, ученик, стоя у доски, оправдывается: «Я это знаю, только вот сказать не могу». Нарушение логической последовательности, отсут­ствие логики в изложении приводит к неточности речи. Почему две знакомые женщины не понимают друг друга?

- Займи мне двести рублей.

- Я не знаю, у кого.

- Тебя прошу мне занять!

- Я так и поняла, что ты меня просишь. Но ска­жи, у кого?

Одна из них не владеет культурой речи. Следовало бы сказать: «Дай мне в долг», «Дай взаймы», «Одолжи», поскольку глагол занять имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы». Таким образом, точность речи обусловлена точ­ностью словоупотребления. Исправьте неточность:

Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие языковедения.

Лепта - 1) мелкая древнегреческая медная мо­нета; 2) современная греческая разменная монета, равная 1/100 драхмы; 3) посильный вклад в какое-либо общее дело.

Определенную опасность в речи таит омонимия. По-разному может быть воспринято и такое предложение:

Газеты сообщили об отъезде гостя из Лондона.

Из-за неточного словоупотребления остается загадкой, о чем идет речь: об отъезде лондонского гостя или лица, гостившего в Лондоне.

Логичность - выстроенность в соответствии с законами логики:

закон тождества – предмет мысли в пределах 1 суждения должен оставаться неизменным;

закон достаточного обоснования – чтобы признать суждение истинным, его надо доказать;

закон исключенного третьего – если есть 2 противоположных друг другу суждения, то 1 из них является ложным, а другое – истинным;

закон противоречия – не могут быть одновременно истинными оба высказывания, одно из которых что-то утверждает о предмете, а другое – отрицает.