logo
1 / Вступ до спеціальності_1 / Матеріали для СРС / введение в пед

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте понятие «педагогическая деонтология».

2. Перечислите нормы кодекса педагогической морали.

3. Что такое «авторитетность педагога»?

Творческое задание

Приведите примеры учителей, следующих кодексу педагогической морали.

Литература

Белин В.Л. Педагогическая культура. Социологический анализ. Уфа, 1997.

Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.

Шевченко Л.Л. Педагогическая этика. М., 1998.

Глава 4

Профессиональная компетентность педагога

4.1. Понятие о профессиональной компетентности учителя

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности.

Знания, как результат познания действительности и адекватное отражение качеств и свойств объекта в сознании человека, необходимое, но недостаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них (теоретико-практические и методические) являются предпосылкой для формирования интеллектуальных и практических умений и навыков.

Педагогические умения – это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навык), основанных на теоретических знаниях и направленных на достижение задач воспитания.

Определяя таким образом педагогические знания и умения, мы можем отметить, что:

а) ведущую роль в формировании практической готовности играют теоретические знания;

б) педагогические умения имеют многоуровневый характер (от репродуктивного до творческого);

в) педагогические умения можно совершенствовать путем автоматизации отдельных действий;

г) компоненты умения можно рассматривать как относительно самостоятельные умения;

д) теоретическая и практическая подготовки едины.

В виде схемы содержание профессиональной компетентности можно представить следующим образом (Схема 4.1.1):

Схема 4.1.1. Профессиональная компетентность педагога

Знания

Умения

Навыки

общекультурные (25%)

Общепрофессиональные (18%)

Предметные (57%)

Теоретические

Практические

А

Н

А

Л

И

Т

И

Ч

Е

С

К

И

Е

П

Р

О

Г

Н

О

С

Т

И

Ч

Е

С

К

И

Е

П

Р

О

Е

К

Т

И

В

Н

Ы

Е

Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

И

В

Н

Ы

Е

О

Р

Г

А

Н

И

З

А

Т

О

Р

С

К

И

Е

П

Р

И

К

Л

А

Д

Н

Ы

Е

К

О

М

М

У

Н

И

К

А

Т

И

В

Н

Ы

Е

Структура профессиональной компетентности может быть раскрыта через педагогические умения.

Наиболее общее умение – умение педагогически мыслить и действовать – можно разложить на более частные умения, которые в свою очередь делятся на четыре группы:

  1. Умение ставить конкретные педагогические задачи, исходя из содержания процесса воспитания:

а) изучать личность и коллектив и проектировать их развитие;

б) выделять комплекс образовательных, воспитательных и развивающих задач, определять доминирующую задачу.

  1. Умение построить и привести в движение педагогическую систему:

а) планирование;

б) отбор содержания образования;

в) выбор форм, методов и средств организации учебного процесса.

  1. Умение устанавливать взаимосвязи между факторами воспитания:

а) создание условий для воспитания;

б) активизация личности школьника;

в) организация совместной деятельности;

г) обеспечение связи школы со средой;

д) регулирование внешних воздействий.

Умение учета и оценки результатов педагогической деятельности:

а) самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя;

б) определение комплекса доминирующих педагогических задач.

Независимо от уровня педагогической задачи, ее решение происходит в результате трех операций: размышление – действие – размышление. Только в этом случае можно говорить об эффективности профессиональной деятельности.