5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
Выбор профессии учителя не может быть стихийным, зависящим от случайных факторов. Он строится так, чтобы возможности выбирающего профессию соотносились как с его личными потребностями и интересами, так и с потребностями общества.
Первоначальная работа по профессиональной ориентации начинается в школе. Она включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиографию, профессиональную адаптацию.
Профессиональное просвещение предусматривает овладение учащимися и студентами совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора учительской профессии.
По мере накопления данных, информация приобретает для человека побудительную направленность.
Важным моментом в знакомстве с педагогической профессией является возможность обратиться к профессиографии, представляющей собой описание учительской профессии и входящих в нее специальностей.
Профессиография включает в себя основные требования, которые предъявляются к психологическим и физическим качествам учителя, а также факторы, которые обусловливают успешность или неуспешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности профессиональной деятельностью учителя.
Профессиональная консультация предполагает сопоставление индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей человека специфическим требованиям педагогической профессии.
Профессиональный отбор позволяет, опираясь на выявленные психофизиологические и личностные качества, определить для человека профессию и специальность.
Определение пригодности к педагогической профессии обусловлено воздействием различных факторов: источник выбора профессии, мотивы, пути, стремления, побуждения.
Завершающей стадией профессиональной ориентации является адаптация – приспособление человека к коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации служит показателем правильного выбора профессии. В процессе адаптации происходит развитие склонностей к педагогической деятельности.
В профориентации, помимо вышеназванных компонентов, важно учитывать экономический, социальный, психологический, медико-физиологический и педагогический аспекты.
Экономический аспект в современных условиях – важный фактор формирования интереса к профессии. При выборе профессии учителя он не является определяющим.
Социальный аспект профориентации непосредственно связан с требованиями, которые должны быть учтены при формировании общественного мнения, определяющего престиж учительской профессии. К сожалению, в настоящее время престиж профессии учителя невысок даже среди студентов педвуза. Только 12,1% студентов первого курса указывают на социальную значимость данной профессии.
Психологический аспект предполагает выявление профессионально значимых личностных качеств будущего учителя, психологической стороны профпригодности и возможных путей её формирования.
Медико-физиологический аспект определяет специфические требования к здоровью и психофизиологическим качествам педагога.
Педагогический аспект предусматривает поиск путей и средств формирования профориентации среди учащихся.
Для создания условий, в которых возможно наиболее полно сориентироваться в выбранной профессии, существует ряд путей:
– довузовская подготовка (профильные классы, лицеи, олимпиады и т.д.);
– внутривузовская подготовка (компенсация недостатков довузовской профориентации, развитие интереса к выбранной профессии);
– послевузовская ориентация (развитие способностей к педагогической деятельности, организация помощи молодым педагогам в работе).
Важную роль в профессиональной ориентации играет педагогическая практика студентов. В этот период интенсифицируется процесс профессионального становления учителя, его самообразования и самовоспитания, осуществляется проверка степени профессиональной подготовленности и пригодности к педагогической деятельности, уровня педагогической направленности.
Уже с первого курса, благодаря педпрактике у студентов появляется возможность проверки и оценки себя как будущего педагога, своей профпригодности. Непрерывная педагогическая практика на первом курсе (2 семестр) позволяет студенту попробовать свои силы в роли помощника учителя и понаблюдать за ходом школьной жизни.
Летняя педагогическая практика на третьем курсе (6 семестр) дает возможность будущему педагогу проявить свои лидерские и организаторские способности.
Методическая практика на 4 курсе (8 семестр) проверяет методические умения и навыки студента, его дидактические способности.
Наконец, в процессе стажерской практики на 5 курсе (9 семестр) студент включается в работу, аналогичную профессиональной деятельности учителя, адекватную содержанию и структуре педагогической деятельности. Успешное прохождение этой практики – результат эффективной профессиональной подготовки.
- Глава 1
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 1.3. Специфика педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.4. Структура и функции педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.5. Профессиограмма педагога
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Глава 3
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.3. Основы самообразовательной работы учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.4. Профессиональное самовоспитание учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.2. Мастерство педагогического общения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.2. Система педагогического образования Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.4. Адаптация к педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Литература