logo
1 / Вступ до спеціальності_1 / Матеріали для СРС / введение в пед

5.3. Основы самообразовательной работы учителя

Любая работа, в том числе и педагогическая, требует развития определённых навыков, главный из которых – навык самообразования.

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле – как «самонаучение») и как «самовоспитание» (в широком – как «создание себя», «самостроительство»).

Психолог М.Князева выделяет ряд функций самообразования.

  1. Экстенсивная – накопление, приобретение, новых знаний.

  2. Ориентировочная – определение своего места в обществе.

  3. Компенсаторная – преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в образовании.

  4. Саморазвития – совершенствование личного мировоззрения, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств.

  5. Методологическая – преодоление профессиональной узости.

  6. Коммуникативная – установление связей между науками, профессиями, возрастами.

  7. Сотворческая – сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение её.

  8. Омолаживания – преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя общественной позиции (переход из положения учителя в положение учащегося).

  9. Психологическая – сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества.

  10. Геронтологическая – поддержание связей с миром и через них – жизнеспособности организма.

Самообразование – необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. В современной ситуации самообразование может определять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний, а как путь развития и интеллекта, и личности в целом. Это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере, неформальное бытие человека в знании.

Рассматривая самообразование как вид духовной деятельности, можно назвать его своеобразным путем к ускоренному саморазвитию, когда оно представляет собой систему направленного, разумного формирования человеком своего духовного Я.

Одной из составляющих любой педагогической деятельности является понимание и оценка культуры, движения в контексте тех культурологических процессов, которые происходят в современном обществе.

Самообразование часто касается приобретения и уточнения общих идей, преодоления профессиональной замкнутости. Уточнение идеологии жизни и деятельности, коррекция ценностных ориентаций – эта составляющая линия в самообразовании постоянна и важна для педагога с любым опытом. Педагог обогащает свое мировоззрение средствами культуры, а затем выстраивает общество средствами своей личности.

Осуществлять самообразование означает, прежде всего, уметь взять на себя личную ответственность за собственную жизнь. Перекладывая эту ответственность на других, вы попадаете в зависимость от них, и развитие замедляется.

Каждому педагогу необходимо выстроить свою профессионально-образовательную стратегию, которая учитывала бы индивидуальные интересы, конкретные особенности и запросы, а также образовательную траекторию как способ достижения желаемой цели.

Образовательная траектория – это возможность личности на основе выбора определить свой образовательный путь, удовлетворяющий потребности в образовании, получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. Реализация намеченного плана напрямую связана с навыками самоорганизации и саморегуляции.

Как уже отмечалось в первой главе, профессия педагога имеет свою специфику: личность самого педагога является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат.