logo
1 / Вступ до спеціальності_1 / Матеріали для СРС / введение в пед

6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя

Педагогическое творчество определяется как деятельность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и формирующая высоко эрудированного, творчески мыслящего человека. Главными признаками педагогического творчества является:

Творческий педагог – это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами: научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании, разумным использованием передового педагогического опыта. Все эти качества характеризуют готовность учителя к организации профессионально-творческой деятельности.

Исследователи проблемы творчества под готовностью педагога к организации творческой деятельности понимают:

Предполагается также наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей и исследовательских умений и навыков, среди которых важное место занимают организаторские способности, активность, настойчивость, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательного процесса и творческому решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов, эмоционально-волевые свойства.

Развитие в личности индивидуального прямо пропорционально совершенствованию в ней творца. Творческая индивидуальность рассматривается как высшая характеристика профессионального творчества. Она включает интеллектуально-творческую инициативу, интеллектуальные способности, широту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, информационный голод, чувство новизны, необычного в проблеме, профессионализм, жажду познания.

Творческая индивидуальность осуществляется в обогащении человеческой культуры, в совершенствовании окружающего мира, преобразовании психолого-педагоги­ческого процесса и личности, в нахождении новых технологий и оригинальных технических процессов, реализации эмоциональной культуры, эмпатии и идентификации, в развитии подсознательной и бессознательной структуры личности, педагогической интуиции и воображения, в саморазвитии на основе самоопределения, свободы, в самовыражении личности, формировании креативности и индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Профессиональное творчество охватывает все стороны педагогического труда и включает следующие этапы:

Первый этап предполагает возникновение определенной проблемной ситуации. Здесь учитываются материальные, духовные потребности человека, а соответствующие знания, навыки и умения являются условием и предпосылкой успешной творческой деятельности.

Второй этап связан с фактором общения, в процессе которого индивидуальные особенности одного человека сочетаются с индивидуальными особенностями других людей, участвующих в общении. Происходит обмен опытом, знаниями. Общение расширяет возможность нахождения творческого решения проблемы.

Третий этап отражает результаты творческого процесса. Выработка новой идеи – кульминация творческой деятельности. Возникшее решение является отправной точкой дальнейшего творческого процесса.

И, наконец, пройдя ряд превращений, модель-образец становиться законченным продуктом творчества – теоретической системой, художественным образом.

Главная мысль в раскрытии четвертого звена заключается в том, что стадия опредмечивания и социализации результатов творчества очень важна для творческой деятельности, так как связывает творческий процесс с жизнедеятельностью человека.

Рассматривая некоторые рекомендации ученых, позволяющие внести элемент творчества в привычные действия, следует исходить из того, что любая технология (в том числе технология творчества) – это прежде всего система. Она включает в себя следующие компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержательный компонент, организационно-деятель­ный и контрольно-управленческий.

В соответствии с этим технология внедрения разработок в практику следующая:

  1. изучение задач, сформулированных в нормативных документах;

  2. анализ состояния практики и сопоставление данных с социальными требованиями;

  3. построение эталона преобразования педагогической практики;

  4. поиск идей, рекомендаций, которые могут быть внедрены;

  5. разработка комплексной программы, включающий закономерности этапа внедрения;

  6. подготовка дидактических материалов, информационных, организационных средств;

  7. методическая, психологическая, организационная подготовка участников внедрения;

  8. установление связи с авторами рекомендаций.

Для того чтобы учитель развивал свое профессиональное творчество, необходимо создание педагогических условий в реально существующем учебно-воспитательном процессе того или иного образовательного учреждения, которые способствуют проявлению и развитию творческой индивидуальности учителя, формированию его авторской педагогической технологии.

К ним относятся:

– формирование профессионального идеала и выработка на его основе индивидуального стиля деятельности;

– проектирование целостного учебно-воспитательного процесса на основе сотрудничества, совместной творческой деятельности всех его участников;

– разработка и использование технологии рефлексивной деятельности учителя;

– согласование объективных условий и индивидуальных особенностей педагога;

– наличие творческой лаборатории учителя.

Реализация указанных условий позволяет вести целенаправленную работу по развитию профессионального творчества учителя.

М.М.Поташник так охарактеризовал труд учителя: «Педагогический труд не творческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит за гранью того, что называется словом «педагогический».