Вопросы и задания для самоконтроля
В чем сущность организаторской педагогической деятельности?
Определите понятие «перцептивные умения».
Перечислите способы привлечения к себе внимания.
Что включает в себя педагогическая техника?
Какими прикладными умениями должен владеть учитель?
Укажите педагогические навыки, необходимые для осуществления эффективной педагогической деятельности.
Творческое задание
Составьте схему, отражающую компоненты практической готовности учителя к педагогической деятельности.
Литература
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебн. пос. для студентов высш. пед. учебн. завед. М., 2001.
Питюнов В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. М., 1993.
Глава 5
Профессиональное становление личности педагога
5.1. Мотивы выбора педагогической профессии
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие личности с её индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, а также со специальностью, которая предъявляет к личности ряд требований. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности выпускника школы в целом совпадают с требованиями профессии.
Ученый Е.А.Климов указал восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор.
Позиция старших, семьи.
Позиция сверстников.
Позиция школьного педагогического коллектива.
Личные профессиональные и жизненные планы.
Способности и их проявления.
Притязания на общественное признание.
Информированность о той или иной деятельности.
Склонности личности.
Мотивы можно разделить на внешние и внутренние.
Внутренние мотивы – это общественная и личная значимость профессии; удовлетворение, которое приносит работа, благодаря её творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека. Благодаря ей он трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Внешние мотивы – это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения и т.д. Внешние мотивы могут быть разделены на положительные и отрицательные.
К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, коллектива, престижность, т.е. стимулы, ради которых человек охотно будет работать.
К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера.
Наиболее эффективной с точки зрения удовлетворенности трудом и его результатом является преобладание внутренних мотивов в совокупности с положительной внешней мотивацией.
Наиболее значимыми факторами для выбора педагогической профессии выступают влияния:
а) учителя и любимого учебного предмета;
б) семьи, семейных традиций;
в) предшествующего опыта работы.
Анализ данных, полученных в 1998 г. путем анкетирования абитуриентов, поступающих в Московский государственный педагогический университет, проведенный автором учебного пособия, позволил выявить, что 60,5% опрашиваемых выбрали мотивы, свидетельствующие об их педагогической направленности. Остальные абитуриенты указали на необходимость получить образование, влияние родителей, стремление получать высокий заработок, причем 5% опрашиваемых не задумывается о причинах выбора профессии.
Исследования, проведенные в 2003 г. в Самарском государственном педагогическом университете на факультете начального образования, показали, что собственно профессиональные интересы присутствуют лишь у 44,4% учащихся 1 курса. У 45,6% наибольший интерес вызывает получение высшего образования. Из числа опрошенных только 30% собираются работать в школе, а 55% ещё не решили для себя, будут ли они стремиться в школу.
Возникает необходимость в реализации внутривузовской программы развития положительной мотивации к педагогической профессии у студентов.
Изучение мотивов выбора педагогической профессии позволило условно выделить четыре группы студентов.
Студенты, имеющие одноплановый мотив выбора профессии учителя (любовь к предмету).
Студенты, которые не имеют мотивов обучения в педагогическом вузе.
Студенты, проявляющие яркие способности в организаторской работе.
Студенты, отличающиеся ярко выраженными довузовскими педагогическими умениями.
В процессе обучения в педагогическом вузе у них могут сформироваться группы мотивов, которые можно разделить на:
– внутренние мотивы: интерес к познанию основ профессиональной деятельности, стремление лучше подготовиться к педагогическому труду; осознание чувства ответственности за воспитание детей и т.д.;
– внешние положительные мотивы: стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное место в коллективе, получать повышенную стипендию, ощущать себя студентом вуза, желание получить диплом;
– внешние отрицательные мотивы: страх получить нарекание со стороны преподавателей и родителей, угроза быть отчисленным из вуза, нежелание «опозориться» перед сверстниками.
Исследования, проведенные в Самарском государственном педагогическом университете (2003 г.) показывают, что 51% студентов учатся под влиянием отрицательных внешних мотивов. «Страх не сдать» и «страх получить низкую оценку» – основные мотивы учения.
Полученные результаты подтверждают тот факт, что, в основном, мотивы выбора профессии и обучения в педагогическом вузе не формируются до начала овладения профессией учителя, и этот процесс начинается в вузе.
- Глава 1
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 1.3. Специфика педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.4. Структура и функции педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.5. Профессиограмма педагога
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Глава 3
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.3. Основы самообразовательной работы учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.4. Профессиональное самовоспитание учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.2. Мастерство педагогического общения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.2. Система педагогического образования Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.4. Адаптация к педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Литература