logo
1 / Вступ до спеціальності_1 / Матеріали для СРС / введение в пед

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. В чем сущность организаторской педагогической деятельности?

  2. Определите понятие «перцептивные умения».

  3. Перечислите способы привлечения к себе внимания.

  4. Что включает в себя педагогическая техника?

  5. Какими прикладными умениями должен владеть учитель?

  6. Укажите педагогические навыки, необходимые для осуществления эффективной педагогической деятельности.

Творческое задание

Составьте схему, отражающую компоненты практической готовности учителя к педагогической деятельности.

Литература

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебн. пос. для студентов высш. пед. учебн. завед. М., 2001.

Питюнов В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.

Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. М., 1993.

Глава 5

Профессиональное становление личности педагога

5.1. Мотивы выбора педагогической профессии

Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие личности с её индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, а также со специальностью, которая предъявляет к личности ряд требований. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности выпускника школы в целом совпадают с требованиями профессии.

Ученый Е.А.Климов указал восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор.

  1. Позиция старших, семьи.

  2. Позиция сверстников.

  3. Позиция школьного педагогического коллектива.

  4. Личные профессиональные и жизненные планы.

  5. Способности и их проявления.

  6. Притязания на общественное признание.

  7. Информированность о той или иной деятельности.

  8. Склонности личности.

Мотивы можно разделить на внешние и внутренние.

Внутренние мотивы – это общественная и личная значимость профессии; удовлетворение, которое приносит работа, благодаря её творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека. Благодаря ей он трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешние мотивы – это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения и т.д. Внешние мотивы могут быть разделены на положительные и отрицательные.

К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, коллектива, престижность, т.е. стимулы, ради которых человек охотно будет работать.

К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера.

Наиболее эффективной с точки зрения удовлетворенности трудом и его результатом является преобладание внутренних мотивов в совокупности с положительной внешней мотивацией.

Наиболее значимыми факторами для выбора педагогической профессии выступают влияния:

а) учителя и любимого учебного предмета;

б) семьи, семейных традиций;

в) предшествующего опыта работы.

Анализ данных, полученных в 1998 г. путем анкетирования абитуриентов, поступающих в Московский государственный педагогический университет, проведенный автором учебного пособия, позволил выявить, что 60,5% опрашиваемых выбрали мотивы, свидетельствующие об их педагогической направленности. Остальные абитуриенты указали на необходимость получить образование, влияние родителей, стремление получать высокий заработок, причем 5% опрашиваемых не задумывается о причинах выбора профессии.

Исследования, проведенные в 2003 г. в Самарском государственном педагогическом университете на факультете начального образования, показали, что собственно профессиональные интересы присутствуют лишь у 44,4% учащихся 1 курса. У 45,6% наибольший интерес вызывает получение высшего образования. Из числа опрошенных только 30% собираются работать в школе, а 55% ещё не решили для себя, будут ли они стремиться в школу.

Возникает необходимость в реализации внутривузовской программы развития положительной мотивации к педагогической профессии у студентов.

Изучение мотивов выбора педагогической профессии позволило условно выделить четыре группы студентов.

  1. Студенты, имеющие одноплановый мотив выбора профессии учителя (любовь к предмету).

  2. Студенты, которые не имеют мотивов обучения в педагогическом вузе.

  3. Студенты, проявляющие яркие способности в организаторской работе.

  4. Студенты, отличающиеся ярко выраженными довузовскими педагогическими умениями.

В процессе обучения в педагогическом вузе у них могут сформироваться группы мотивов, которые можно разделить на:

– внутренние мотивы: интерес к познанию основ профессиональной деятельности, стремление лучше подготовиться к педагогическому труду; осознание чувства ответственности за воспитание детей и т.д.;

– внешние положительные мотивы: стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное место в коллективе, получать повышенную стипендию, ощущать себя студентом вуза, желание получить диплом;

– внешние отрицательные мотивы: страх получить нарекание со стороны преподавателей и родителей, угроза быть отчисленным из вуза, нежелание «опозориться» перед сверстниками.

Исследования, проведенные в Самарском государственном педагогическом университете (2003 г.) показывают, что 51% студентов учатся под влиянием отрицательных внешних мотивов. «Страх не сдать» и «страх получить низкую оценку» – основные мотивы учения.

Полученные результаты подтверждают тот факт, что, в основном, мотивы выбора профессии и обучения в педагогическом вузе не формируются до начала овладения профессией учителя, и этот процесс начинается в вузе.