logo
1 / Вступ до спеціальності_1 / Матеріали для СРС / введение в пед

Литература

Коссов Б.Б. Педагогические и управленческие способности и их диагностика: Обзорная информация НИИВО. М., 1991.

Кузьмина И.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

Профессиональная деятельность молодого учителя / Под ред. С.Г.Вершловского, Л.И.Лесохиной. М., 1982.

3.5. Деонтология как основа профессиональной культуры личности

Важным основанием профессиональной культуры личности педагога является деонтология – наука о нормативных нравственных позициях, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

Руководствуясь чувством педагогического долга и ответственности, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается (в пределах своих прав и компетентности). Он требователен к себе, неукоснительно следует кодексу педагогической морали:

  1. учитель самоотверженно работает, не считаясь со временем, подчас даже со здоровьем и жизнью. В самоотверженности педагога находит выражение мотивационно-ценностное отношение к труду;

  2. педагог тактичен, в нем есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его, и уравновесить одно действие другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы предвидя последствия действия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную его корректировку. Педагогический такт зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителем и учениками. Особенно отчетливо проявляется педагогический такт в контрольно-оценочной деятельности;

  3. педагог справедлив. Педагогическая справедливость – мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности;

  4. педагогу свойственна гуманность. Он укрепляет здоровье детей, создает условия для их полноценного физического и духовного развития с учетом особенностей пола, возраста, индивидуальности;

  5. педагог искренен и сердечен, тактичен, добр, справедлив, понимает детские проблемы, оказывает ученику помощь, терпелив, требователен;

  6. педагог не будет навязывать мнение, ущемлять личное достоинство учеников, применять телесные наказания, ограничивать свободу, лишать пищи, сна.

Соблюдение этих правил и этического кодекса являются предпосылкой авторитетности учителя, когда ученики воспринимают его как образец поведения и стремятся быть похожими на него.