logo
1 / Вступ до спеціальності_1 / Матеріали для СРС / введение в пед

Глава 1

Сущность и структура педагогической деятельности

    1. . Понятие о деятельности

Естественное состояние человека – состояние деятельности. Пока человек живет, он постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: трудовой, учебной, общественной, творческой, спортивной, игровой.

В онтологии и антропологии деятельность рассматривается как форма бытия и способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.

В процессе осуществления деятельности:

1) создаются материальные условия жизни человека, удовлетворяются естественные желания;

2) развивается духовный мир человека; реализуются его культурные потребности;

3) реализуется личностный потенциал человека, достигаются жизненные цели;

4) создаются условия для самореализации человека в системе общественных отношений;

5) происходит научное познание окружающего мира, самопознание и саморазвитие;

6) осуществляется преобразование окружающего мира.

Деятельность характеризуется

предметностью.Она подчиняется и уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира;

социальностью. Деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию;

сознательностью.В процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую.

Структура деятельности представлена в схеме выдающегося психолога А.Н.Леонтьева (Схема 1.1.1).

Схема 1.1.1. Структура человеческой деятельности (по А.Н.Леонтьеву)

Потребность

Задача

Мотив

Цель

Условия

Деятельность

Действие

Операция

Эффективность деятельности зависит от субъективных, объективных и ресурсных условий.

1. Субъективные условия:

а) наличие у субъекта деятельности ярко выраженной потребности и устойчивых мотивов её осуществления, принятие им цели и программы действий;

б) опыт организации и осуществления деятельности;

в) соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта;

г) эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта.

2. Объективные условия:

а) убедительная мотивация, четкая постановка цели, рациональное планирование, контроль, объективная оценка;

б) благоприятный нравственно-психологический климат;

в) соответствующие стандартам производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности.

3. Ресурсные условия:

а) материально-техническое обеспечение деятельности: материалы, организация рабочего места, приспособления;

б) информационное обеспечение деятельности;

в) кадровое обеспечение деятельности: компетентные руководители, организаторы, исполнители.