Глава 1
Сущность и структура педагогической деятельности
. Понятие о деятельности
Естественное состояние человека – состояние деятельности. Пока человек живет, он постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: трудовой, учебной, общественной, творческой, спортивной, игровой.
В онтологии и антропологии деятельность рассматривается как форма бытия и способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.
В процессе осуществления деятельности:
1) создаются материальные условия жизни человека, удовлетворяются естественные желания;
2) развивается духовный мир человека; реализуются его культурные потребности;
3) реализуется личностный потенциал человека, достигаются жизненные цели;
4) создаются условия для самореализации человека в системе общественных отношений;
5) происходит научное познание окружающего мира, самопознание и саморазвитие;
6) осуществляется преобразование окружающего мира.
Деятельность характеризуется
– предметностью.Она подчиняется и уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира;
– социальностью. Деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию;
– сознательностью.В процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую.
Структура деятельности представлена в схеме выдающегося психолога А.Н.Леонтьева (Схема 1.1.1).
Схема 1.1.1. Структура человеческой деятельности (по А.Н.Леонтьеву)
Потребность |
| Задача |
Мотив |
| Цель |
| Условия |
|
|
|
|
|
Деятельность |
| Действие |
| Операция |
Эффективность деятельности зависит от субъективных, объективных и ресурсных условий.
1. Субъективные условия:
а) наличие у субъекта деятельности ярко выраженной потребности и устойчивых мотивов её осуществления, принятие им цели и программы действий;
б) опыт организации и осуществления деятельности;
в) соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта;
г) эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта.
2. Объективные условия:
а) убедительная мотивация, четкая постановка цели, рациональное планирование, контроль, объективная оценка;
б) благоприятный нравственно-психологический климат;
в) соответствующие стандартам производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности.
3. Ресурсные условия:
а) материально-техническое обеспечение деятельности: материалы, организация рабочего места, приспособления;
б) информационное обеспечение деятельности;
в) кадровое обеспечение деятельности: компетентные руководители, организаторы, исполнители.
- Глава 1
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 1.3. Специфика педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.4. Структура и функции педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.5. Профессиограмма педагога
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Глава 3
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.3. Основы самообразовательной работы учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.4. Профессиональное самовоспитание учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.2. Мастерство педагогического общения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.2. Система педагогического образования Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.4. Адаптация к педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Литература