Литература
Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. М., 1996.
Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М., 1990.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
Шевченко Л.Л. Педагогическая этика. М., 1998.
3.2. Профессиональная позиция педагога
Важной стороной субъектно-деятельностной характеристики труда является профессиональная позиция, основанная на системе взглядов и убеждений, сформированных еще в образовательной школе.
Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности.
Позиция педагога определяется:
требованиями общества;
внутренними источниками активности (влечения, переживания, мотивы, цели педагога, мировоззрение, идеалы).
Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе.
В процессе профессиональной подготовки формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности.
Социальная позиция педагога определяет и его профессиональную позицию, которая оформляется под влиянием индивидуально-типологических особенностей личности, темперамента и характера.
Л.Б.Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:
информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений (надо быть…, надо поступать…);
друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;
диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
советчика, если он уговаривает воспитанников;
просителя, если педагог упрашивает воспитанников быть «хорошими»;
вдохновителя, если он стремится увлечь интересными делами.
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект, в зависимости от личности воспитателя.
Всегда отрицательные результаты дают:
несправедливость по отношению к ребенку;
превращение ребенка в кумира и диктатора;
унижение достоинства ребенка;
подавление его инициативы.
Позиция педагога определяется его профессиональными ценностями. Профессионально-педагогические ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Они представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как действующая система, которая служит опосредующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Эти ценности формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений.
Овладение педагогическими ценностями и их субъективизация происходят в педагогической деятельности. Уровень субъективизации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.
С изменением социальных условий жизни педагогические ценности трансформируются. Например, в последние годы наблюдается переход от объяснительно-иллюстративных методов к проблемно-развивающим; от авторитарных методов общения к гуманистическим и демократическим; повышение внимания к нетрадиционным формам и методам обучения.
Педагогические ценности по уровню существования делятся на:
социально-педагогические (деятельность общества в сфере образования);
групповые (деятельность в рамках социального института);
личностные (установки личности). В них ассимилированы первые два вида ценностей.
Система ценностных ориентаций педагога включает:
ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением);
ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными группами, переживания детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями);
ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование);
ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям);
ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, послужной рост и др.).
Среди названных ценностей можно выделить ценности-цели, в которых отражен основной смысл деятельности педагога, и ценности-средства, формирующиеся в ходе овладения теорией, методологией, педагогическими технологиями. Ценности-средства состоят из четырех подсистем:
педагогические ценности – действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии общения и воспитания);
коммуникативные ценности;
субъективные ценности;
исследовательские ценности.
Выделяют три группы ценностей-средств:
– ценности-отношения, которые определяют отношения к деятельности и к себе;
– ценности-качества. В них проявляются личностно-профессиональные характеристики педагога;
– ценности-знания – это упорядоченная и организованная система знаний, умений, навыков, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса.
Названные группы ценностей образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический (слитный) характер, т.е. ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств. Данная модель может выступать критерием принятия или непринятия выработанных или создаваемых педагогических ценностей.
Акмеологический «багаж» педагога определяет целенаправленность отбора новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия.
«Вечными» ориентирами педагогической деятельности являются гуманистические параметры.
- Глава 1
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 1.3. Специфика педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.4. Структура и функции педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.5. Профессиограмма педагога
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Глава 3
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.3. Основы самообразовательной работы учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.4. Профессиональное самовоспитание учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.2. Мастерство педагогического общения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.2. Система педагогического образования Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.4. Адаптация к педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Литература