logo
1 / Вступ до спеціальності_1 / Матеріали для СРС / введение в пед

Литература

Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. М., 1996.

Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М., 1990.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

Шевченко Л.Л. Педагогическая этика. М., 1998.

3.2. Профессиональная позиция педагога

Важной стороной субъектно-деятельностной характеристики труда является профессиональная позиция, основанная на системе взглядов и убеждений, сформированных еще в образовательной школе.

Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности.

Позиция педагога определяется:

  1. требованиями общества;

  2. внутренними источниками активности (влечения, переживания, мотивы, цели педагога, мировоззрение, идеалы).

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе.

В процессе профессиональной подготовки формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности.

Социальная позиция педагога определяет и его профессиональную позицию, которая оформляется под влиянием индивидуально-типологических особенностей личности, темперамента и характера.

Л.Б.Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:

информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений (надо быть…, надо поступать…);

друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

советчика, если он уговаривает воспитанников;

просителя, если педагог упрашивает воспитанников быть «хорошими»;

вдохновителя, если он стремится увлечь интересными делами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект, в зависимости от личности воспитателя.

Всегда отрицательные результаты дают:

  1. несправедливость по отношению к ребенку;

  2. превращение ребенка в кумира и диктатора;

  3. унижение достоинства ребенка;

  4. подавление его инициативы.

Позиция педагога определяется его профессиональными ценностями. Профессионально-педагогические ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Они представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как действующая система, которая служит опосредующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Эти ценности формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений.

Овладение педагогическими ценностями и их субъективизация происходят в педагогической деятельности. Уровень субъективизации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

С изменением социальных условий жизни педагогические ценности трансформируются. Например, в последние годы наблюдается переход от объяснительно-иллюстра­тивных методов к проблемно-развивающим; от авторитарных методов общения к гуманистическим и демократическим; повышение внимания к нетрадиционным формам и методам обучения.

Педагогические ценности по уровню существования делятся на:

  1. социально-педагогические (деятельность общества в сфере образования);

  2. групповые (деятельность в рамках социального института);

  3. личностные (установки личности). В них ассимилированы первые два вида ценностей.

Система ценностных ориентаций педагога включает:

  1. ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением);

  2. ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными группами, переживания детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями);

  3. ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование);

  4. ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям);

  5. ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, послужной рост и др.).

Среди названных ценностей можно выделить ценности-цели, в которых отражен основной смысл деятельности педагога, и ценности-средства, формирующиеся в ходе овладения теорией, методологией, педагогическими технологиями. Ценности-средства состоят из четырех подсистем:

  1. педагогические ценности – действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии общения и воспитания);

  2. коммуникативные ценности;

  3. субъективные ценности;

  4. исследовательские ценности.

Выделяют три группы ценностей-средств:

– ценности-отношения, которые определяют отношения к деятельности и к себе;

– ценности-качества. В них проявляются личностно-профессиональные характеристики педагога;

– ценности-знания – это упорядоченная и организованная система знаний, умений, навыков, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса.

Названные группы ценностей образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический (слитный) характер, т.е. ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств. Данная модель может выступать критерием принятия или непринятия выработанных или создаваемых педагогических ценностей.

Акмеологический «багаж» педагога определяет целенаправленность отбора новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия.

«Вечными» ориентирами педагогической деятельности являются гуманистические параметры.