logo
1 / Вступ до спеціальності_1 / Матеріали для СРС / введение в пед

Литература

Буева Л.П.Человек, деятельность и общение. М., 1978.

Давыдов В.В.Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.

Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность //Леонтьев А.Н.Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983. Т. 2.

Петровский А.В.Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

    1. . Сущность профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность – это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития. Это вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности.

Сориентироваться в десятках тысяч профессий можно с помощью классификации профессий. Наиболее известная и используемая классификация профессий Е.А.Климова (Табл. 1.2.1). В основу классификации положены четыре признака: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия труда.

Таблица 1.2.1. Классификация профессий

По предмету труда

По цели труда

По орудиям труда

По условиям труда

1. Человек – Техника (Т)

Гностические

(Г)

Ручные (Р)

Условия бытового типа (б)

2. Человек – Человек (Ч)

Преобразующие (П)

Машинные (М)

Необычные условия труда (и)

3. Человек - Природа (П)

Изыскательские (И)

Автоматизированные (А)

Работа на открытом воздухе (о)

4. Человек – Знак (З)

Функциональные (Ф)

Условия повышенной моральной ответственности (м)

5. Человек – художественный образ (Х)

Опираясь на данную классификацию можно записать формулу любой профессии, ориентируясь на цели, условия, предмет и орудия труда. Так, например, формула профессии учителя ЧПФм, а формула труда столяра ТПрРб и т.д.

Каждый вид профессиональной деятельности подразумевает выполнение определенных функций. Способность эффективно выполнять их зависит от определенных качеств, которые характеризуются общим понятием «профессиональная компетентность».

Подготовка к профессии есть не что иное, как формирование готовности к ней.

Это динамический процесс, конечной целью которого является формирование такого профессионального качества, как «готовность».

Профессиональная готовность характеризуется сформированностью комплекса знаний, навыков, умений, психологических особенностей, профессиональных позиций, акмеологических инвариантов.

Знания, умения, навыки выступают как ролевые характеристики профессиональной компетентности. Все остальные предстают в качестве её субъектных характеристик, указывают на отношение к деятельности.

Достижение различных уровней профессиональной компетентности определяется индивидуальными ограничениями, являющимися противопоказаниями для выполнения профессиональных функций (Табл. 1.2.2).

Таблица 1.2.2. Характеристика субъекта профессиональной деятельности

Объективные характеристики труда

Субъективные характеристики труда

Психологические качества, являющиеся противопоказаниями

Задачи

Функции

Результаты

Деятельностно-ролевые

Субъектно-деятельностные

Знания

Умения

Навыки

Индивидуальные особенности.

Профессиональные позиции.

Акмеологические. инварианты.

Профессиональная направленность.

Идеальная модель профессионала, основные качества личности, а также перечисленные знания, умения и навыки называются профессиограммой.

При подготовке к трудовой деятельности используется профессиографический метод – осуществляется сравнение имеющихся у личности знаний, умений и навыков с идеальной моделью. Такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост.

Вместе с тем профессиограмма – это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика профессионала с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям, навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

В рамках профессии существуют различные виды занятий, именуемые специальностями.

Так, например, профессия учителя включает ряд специальностей: учитель физики, учитель русского языка, учитель математики и т.п.