Литература
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.
Образование: будущее России и человечества. Проблемы становления системы наук и теорий об образовании / Под ред. А.И.Субетто, В.А.Щеголева. СПб., 1993.
Суд над системой образования: стратегия на будущее / Под ред. У.Д.Джонстона. М., 1991.
2.2. Требования государственного стандарта к профессиональной компетентности педагога
Государственный стандарт – базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание высшего педагогического образования и создающий основы для обеспечения необходимого качества обучения, поддержания единого образовательного пространства на всей территории России. Разработка Государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании». При разработке Министерство руководствуется государственной образовательной политикой, основными направлениями Федеральной программы развития образования, личностно-ориентированной концепцией развития педагогического образования.
Стандартом предусмотрены различные по нормативным срокам обучения, содержанию и назначению профессиональные образовательные программы. В образовательном стандарте представлена квалификационная характеристика выпускника педагогического вуза, требования к уровню подготовки специалиста, которые включают:
осознание личностной и социальной значимости своей профессии;
обладание целостным представлением об образовании как особой социокультурной практике, обеспечивающей передачу культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности;
обладание научно-гуманистическим мировоззрением;
знание основных закономерностей природы и общества;
владение системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности;
знание основ конституции РФ, этических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку, окружающей среде;
умение учитывать их при подготовке социальных проектов;
владение системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества;
знание форм и методов научного познания и их эволюции, владение различными способами познания и освоения окружающего мира, понимание роли науки в развитии общества;
владение профессиональным языком предметной области знания, умение корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знания;
знание концептуальных основ и принципов экологического образования,
владение современными методами поиска, обработки и использования информации;
способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы;
обладание организационно-деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации;
умение строить взаимоотношения с коллегами; находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;
обладание культурой мышления, речи, общения;
способность к проектной деятельности на основе системного подхода;
психологическая и методическая подготовленность к работе в поли- и междисциплинарных областях знаний.
В стандарте указаны основные требования к образовательной программе подготовки учителя, которая включает учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. Основная образовательная программа состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
Основная образовательная программа предусматривает изучение следующих циклов дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общие математические и естественнонаучные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, дисциплины предметной подготовки, дисциплины дополнительной специальности, факультативы, а также итоговую государственную аттестацию.
Подготовка учителя при очной форме обучения в педагогическом вузе занимает, как правило, 260 недель, включая теоретическое обучение, научно-исследовательскую работу, практикумы, экзаменационные сессии, практики по основной и дополнительной специальности, подготовку и защиту квалификационной работы, каникулы.
Стандарт разрабатывается учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию.
В настоящее время интенсивно идет процесс гуманитаризации образования: предусмотрено углубленное изучение истории и мировой культуры, определена гуманитарная составляющая в подготовке педагогов независимо от их специальности.
Важной задачей системы педагогического образования является его информатизация, обеспечивающая разработку и внедрение в учебный и научный процессы учреждений педагогического образования информационных технологий, как в подготовке педагогических кадров различных специальностей, так и в их переподготовке и повышении квалификации.
- Глава 1
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 1.3. Специфика педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.4. Структура и функции педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.5. Профессиограмма педагога
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Глава 3
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.3. Основы самообразовательной работы учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.4. Профессиональное самовоспитание учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.2. Мастерство педагогического общения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.2. Система педагогического образования Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.4. Адаптация к педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Литература