Вопросы и задания для самоконтроля
Определите понятие «профессиограмма педагога».
Какие компоненты профессиограммы Вы можете выделить?
Каковы пути развития профессионализма педагога?
С чем связано развитие профессиональной компетентности педагога?
Творческое задание
Проведите анализ факторов личного профессионального развития.
Литература
1. Методические рекомендации к профессиограмме современного учителя / Под ред. Г.А.Бордовского. Л., 1987.
2. Педагогическое образование России: Сборник нормативных документов. М.: МОРФ, 1996.
3. Учитель: крупным планом / Под ред. С.Г.Вершловского. СПб., 1994.
Глава 2
Объективные характеристики профессиональной педагогической деятельности
2.1. Система отечественного образования: стратегия развития
В начале ХХI столетия человечество осознает себя единым целым: формируется всемирное хозяйство, развивается наука, информационные средства и системы связи. Одна из важнейших особенностей современного мира – понимание универсальной общечеловеческой миссии образования. Важное место в педагогике занимает проблема гармонизации систем образования, сотрудничества различных образовательных программ. Международными органами образования проводится работа по унификации педагогической терминологии и параметров национальной статистики образования. Группа экспертов Европейского Сообщества выработала педагогические рекомендации, создала модель образовательного учреждения для европейских стран.
Тем не менее, игнорирование национального образования может привести к созданию искусственных образовательных конструкций.
Проблемы национального самоопределения малых народностей Европы не могут не учитываться. Перед представителями науки стоит задача нового определения культуры, нового понимания этнокультурных потребностей и новой концепции образования.
В истории отечественного образования конец второго тысячелетия ознаменовался разработкой Национальной доктрины образования с учетом существующей модели образовательных учреждений для европейских стран.
В конце ХХ столетия человек был определен как мера и ведущий фактор развития общества по пути прогресса, а гуманизм – как основной признак и критерий общественного прогресса.
Гуманизм – это совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил; в основе гуманизма лежат принципы равенства, справедливости, человечности отношений.
В современном мире на новом уровне осознается необходимость воспитания ребенка в духе вечных человеческих ценностей: бескорыстной помощи людям, милосердия, честности, уважения старших, заботы о детях и стариках, трудолюбия, миролюбия, нестяжательства, моральной чистоты, целомудрия, так как эти качества определяют меру человеческого в каждом человеке.
Всемирный совет по сравнительной педагогике предлагает такие положения:
воспитание толерантного отношения к иным людям, расам, религиям, социальным устройствам;
воспитание персональных нравственных качеств;
воспитание навыков сосуществования с людьми – представителями иной расы, языка, религии, этноса;
воспитание чувства сострадания и готовности помочь другим людям;
воспитание во имя мира.
В деле воспитания огромно значение личности учителя, воспитателя, наставника. Возрастает значение обогащения общекультурной составляющей в образовании учителей.
В каждой стране проблемы воспитания рассматриваются с учетом собственных задач и приоритетов.
В обновленной программе воспитания, представленной в официальных документах Министерства образования России, перед школой поставлена цель – содействовать духовному обновлению общества. Отказываясь от авторитарного догматического воспитания, отечественная школа должна обеспечить персональное внимание к учащимся, привить им идеалы демократии, уважения прав и свобод человека, навыки самоуправления и высокие нравственные качества.
В 1996 г. был утвержден текст нового Закона РФ «Об образовании». Согласно ему были определены принципы государственной политики в области образования.
Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни, здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Единство сфер культурного и образовательного пространства. Защита и развитие систем образования национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.
Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
Светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях.
Свобода и плюрализм в образовании.
Демократический государственно-общественный характер управления образованием.
Перед современной школой стоит задача из трех составляющих:
соответствовать современным представлениям о функциональной грамотности;
обеспечивать потребности неповторимого самоопределения личности;
позволять личности осваивать базовые основы культуры и продолжать обучение на следующих ступенях.
При этом образование должно быть личностно-ориентированным, т.е. приниматься любой личностью. Утверждение новых ориентиров должно способствовать становлению нового стиля взаимоотношений учителя и учащихся.
Наиболее характерными чертами такого стиля являются:
реализация идеи личностно-ориентированного подхода в обучении;
постепенный переход от групповых форм обучения к индивидуальным;
педагогические требования к учащимся от прямых все больше облекаются в форму косвенных (совет, просьба, предложение);
деловые взаимоотношения с учащимися эмоционально окрашены;
деловая коммуникативная деятельность сопровождается постоянным контролем;
оказание помощи ученику в его саморазвитии через воспитание культуры отношения человека к самому себе, людям, природе.
Готовясь к профессиональной деятельности, учителю необходимо:
опираться на мировой опыт развития образования;
учитывать национальные особенности развития образования;
уметь работать в единой информационной среде, использовать в учебном процессе новые информационные технологии.
Быть профессионально компетентным с точки зрения современных требований означает:
1) быть творческой личностью;
2) обладать высоким уровнем интеллигентности и духовности;
3) осуществлять непрерывное самообразование.
- Глава 1
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 1.3. Специфика педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.4. Структура и функции педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.5. Профессиограмма педагога
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Глава 3
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.3. Основы самообразовательной работы учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.4. Профессиональное самовоспитание учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.2. Мастерство педагогического общения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.2. Система педагогического образования Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.4. Адаптация к педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Литература