logo
1 / Вступ до спеціальності_1 / Матеріали для СРС / введение в пед

7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе

Во время обучения в вузе закладывается фундамент будущего профессионального роста педагога. Будущий педагог не только знакомится с профессией, но и приобретает опыт реального профессионального взаимодействия.

Соответственно, умения, приобретаемые студентами, можно разделить на две большие категории: умение учиться и умение общаться. Они взаимосвязаны между собой, но для удобства рассмотрим каждое из них в отдельности.

Умение учиться– важнейшая составляющая профессии педагога. Оно проявляется в использовании приемов умственной деятельности по отношению к ряду учебных ситуаций. Это и умение организовать свое время, планировать, контролировать свою деятельность, находить необходимую информацию, выбирать подходящие методы учения, сотрудничать с другими людьми. Это существенное расширение спектра смыслов учения в условиях перехода от умения учиться к умению учиться вместе, что означает становление обобщенных социокультурных способностей личности.

Образование может быть двух типов: систематическое и ситуативное (когда знания и навыки приобретаются по мере возникновения потребности в них).

Наиболее полно реализовать выбранную профессионально-образовательную стратегию позволяет лишь систематическое образование. Учебный процесс в вузе построен таким образом, что студентам предлагаются различные формы обучения, как теоретические, так и практические. К теоретическим относятся лекционные занятия, к практическим – семинары, лабораторные работы, практикумы и непосредственно практика.

Обучение в вузе для людей, собирающихся заниматься педагогической деятельностью, предоставляет уникальные возможности. С первого курса студент оказывается внутри педагогического процесса, выступая в роли объекта и субъекта педагогической практики.

Возможно анализировать ход учебного процесса не только с точки зрения ученика, но и с профессиональных позиций: студент не только сдает экзамены, но и учится их принимать; не только слушает лекции, но и учится их читать; не только общается с коллегами, но и учится управлять общением в коллективе. Будущий педагог может анализировать стиль, приемы, методы преподавания, учиться эффективному построению взаимодействия, развивать свои рефлексивные навыки и пополнять арсенал педагогической техники.

Усилия преподавателей не будут успешными, если студент не будет расширять спектр источников образования за счет внешних ресурсов.

Первый и традиционный источник – книги, периодическая печать, средства массовой информации. Сюда же можно отнести и дистанционное образование через Интернет. Кроме специальной литературы и учебников необходимо знакомится с актуальными публикациями в специальной периодике, участвовать в различных конференциях, семинарах, выставках. Это в значительной мере повышает качество образования.

Еще одним источником образования является исследовательская деятельность. Это непременная составляющая педагогического труда. Исследуя педагогическую действительность, будущий учитель не только упорядочивает знания о ней, но и формирует свой профессиональный стиль и мировоззрение.

В систематическом образовании важно определиться с темой исследования, основной проблемой, которая могла бы стать центром профессионального интереса.

Эта тема может быть глобальной и локальной. Современные курсы предполагают многообразие различных проектов: курсовых, дипломных, конкурсных. Если студент с первого курса занимается исследованием какой-либо проблемы, это может облегчить написание квалификационной работы.

Исследовательская деятельность не только повышает уровень образования, но и помогает найти единомышленников, познакомиться со специалистами по той или иной проблеме.

Выпускники, проявившие свои способности ещё будучи студентами, легче устраиваются на работу, получают более выгодные предложения от работодателей и быстрее продвигаются по профессиональной лестнице.

Третий источник систематического образования – обучение на различных курсах. Грамотный специалист должен обладать не только знаниями о непосредственном предмете профессиональной деятельности, но и разнообразными умениями, необходимыми для её осуществления.

На первом курсе, когда нагрузка невелика, можно пойти на курсы стенографии, работы в сети Интернет, изучения иностранного языка, формирования имиджа и т.д.

На старших курсах можно пройти тренинги личностного роста, развития коммуникативных навыков и уверенности в себе, развить ораторское искусство.

Четвертый источник образования – это работа.

Поскольку у первокурсников, как правило, нет твердых убеждений в собственной профпригодности, возможно проверить себя без отрыва от обучения. При этом приобретается возможность заранее подыскать хорошее место работы, создать положительную репутацию.

Обычно студенты занимаются репетиторством, работают нянями, воспитателями в детских лагерях или помощниками в различных педагогических проектах (социологических опросах, поиске нужной информации и пр.).

Помимо репутации и опыта, студент во время работы получает информацию

– о себе, о своих профессиональных качествах;

– о своей работе;

– о том, какие знаниях следовало бы получить;

– об организации, в которой выполнялась работа;

– о характере взаимоотношений с коллегами и работодателями.

Какой бы ответственной и перспективной ни была трудовая деятельность, на этапе обучения главным является выполнение учебного плана.

Пятый источник образования – окружающая действительность: события, которые происходят вокруг, люди, с которыми Вы общаетесь, их знания и опыт.

Важна любая информация, попадающая в Ваше поле зрения. Важно извлечь из неё пользу, развивая рефлексивные навыки, мысленно проигрывая ситуацию, вырабатывать свою модель поведения в аналогичных случаях.

Шестой источник образования – хобби.

Дополнительная сфера деятельности, не связанная с образованием, для педагога является необходимой в первую очередь для повышения авторитета в глазах учеников. Например, опыт игры на гитаре может пригодиться в общении с учениками, т.к. они всегда хотят общаться с интересным человеком.

Умение общаться– важная сторона образования. В вузе будущий педагог выстраивает отношения со своими однокурсниками и преподавателями. Необходимо как можно лучше узнать их, ведь на протяжении всей профессиональной деятельности придется сталкиваться с разными людьми.

Делитесь с окружающими полезной информацией, которая стала известна Вам, откликайтесь на просьбы, связанные с учебной деятельностью. Может быть, участие в нужной работе поможет Вам в дальнейшем и в Вашей собственной. Особое значение для будущих педагогов имеет умение работать в команде. Отработке таких навыков способствуют семинарские занятия, работа над совместными проектами.

Это позволит развить:

– умение подключать других для помощи на своем участке работы;

– умение гасить конфликты;

– умение планировать сроки завершения работы;

– умение редактировать работу товарищей;

– умение сводить разрозненные материалы в коллективный отчет.

Окружающие могут дать вам информацию о Вашей собственной личности.

Общение является элементом самодиагностики и может характеризовать Вас с двух сторон: как личность и как специалиста.

Отношение окружающих поможет вовремя скорректировать недостатки, перестроить манеру общения, развить эмпатические способности.

Обучение в вузе дает не только возможность повышения профессиональной компетентности, но и навыки самодиагностики и коррекции профессиональных и личностных качеств, ориентацию в образовательном поле и обретение дружеских и партнерских связей.