6.2. Мастерство педагогического общения
Педагогическая деятельность по своей сути является деятельностью совместной и строится по законам общения.
Общение – неотъемлемый элемент труда учителя, который предполагает:
а) знание основ педагогики общения;
б) владение умением организовывать общение, управлять им, как собственным психическим состоянием;
в) сформированность определённых нравственно-личностных качеств педагога.
В.А.Кан-Калик и Н.Д.Никандров подчёркивали, что содержанием педагогического общения является «обмен информацией, познание личности и оказание воспитательного воздействия».
Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности).
Коммуникативная функция – это, прежде всего, обмен информацией.
Учитель-мастер может обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, её понимание и принятие воспитанниками, привлекает внимание и вызывает интерес к теме общения.
Как правило, педагог передаёт информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами (выражением глаз, мимикой, голосом, движением рук).
Речь учителя может быть развлекательной, где главное – занимательность, интерес, поддержание внимания; информационной, которая даёт новое представление о предмете; воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека; убеждающей, которая предлагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение; призывающей к действию.
К речи педагога-мастера предъявляется ряд требований:
правильность (соответствие литературно-языковым нормам);
точность (употребление слов и выражений в свойственных им значениях);
ясность, простота, доступность, логичность;
богатство (разнообразие используемых языковых средств);
образность, эмоциональность.
Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, поэтому важна эмоциональная сторона речи: интонация, темп, дикция, сила, паузы. С их помощью можно сосредоточить внимание детей, подчеркнуть важность задания, выразить позитивное или негативное отношение к информации, к результату деятельности, выразить удивление, радость, сомнение.
Важная сторона общения педагога-мастера – умение слушать. Оно проявляется в уважении отвечающего, сосредоточенности на сути разговора, в умении поддержать говорящего, обратиться за уточнениями.
Перцептивная функция общения – это функция, подразумевающая умение проникнуть во внутреннее душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний собеседника.
Механизмом понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия. Эмпатия – это постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Педагогическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять, сопереживать. Это возможно, если педагог хорошо знает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, т.е. если у него развита рефлексия. Педагог-мастер, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринимающий, понимающий и правильно оценивающий воспитанника, может успешно прогнозировать, корректировать учебно-воспитательные взаимоотношения, управлять ими.
Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности).
Продуманное общение определяет эффективность разнообразных видов деятельности на уроке, успешность тренировки, творческого внеклассного дела, обеспечивает положительный результат взаимодействия. Общение выступает как предпосылка, настрой к деятельности, формирует положительную установку на совместные действия. В общении выясняется, зачем и почему воспитанники должны включаться в деятельность. При этом педагог предлагает цель учащимся, совместно ее определяет, стремиться к тому, чтобы цель деятельности была понята и внутренне принята детьми.
Общение при организации деятельности стимулирует, координирует, упорядочивает процесс, создаёт эмоциональную атмосферу, способствует формированию положительных отношений.
При завершении деятельности, при подведении итогов важно сочетать оценку и самооценку совместных действий, прогнозировать деятельность воспитанников и педагога.
Педагогическое общение обогащает субъектов, участвующих в ней.
Педагог-мастер чётко определяет позицию воспитанников и свою личную, учитывает индивидуальные особенности, уровень развития учащихся и меры актуализации личностного потенциала.
Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от стиля общения педагога с воспитанниками.
Стиль – это совокупность приемов, способов работы, а также характерная манера поведения человека. Стилевые особенности педагогического общения зависит от мастерства педагога и его индивидуальных особенностей, а также от спецификации ученического коллектива.
В.А.Кан-Каликом дана характеристика стилей общения.
1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью предполагает содружество, совместную заинтересованность и сотворчество. Главное для стиля – единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.
2. Эффективен стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной деятельностью.
3. В системе взаимоотношений педагогов и учащихся распространен стиль «общение-дистанция». Начинающие педагоги часто используют его для самоутверждения. Дистанция, несомненно, существует, но чем естественнее для учащегося роль учителя, тем органичнее для него дистанция в отношениях с педагогом.
К негативным стилям общения относят:
а) общение-устрашение, которое строится на жестокой регламентации деятельности, на страхе, диктате;
б) общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет; этот стиль избирается педагогами в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности;
в) общение-превосходство, которое характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, не чувствует учащихся, отстранен от детей.
Отрицательные стили общения ориентированы на субъект-объектные отношения, тогда как педагог-мастер ориентирован на объект-объектные отношения с детьми.
Знания компонентов эффективной коммуникации является базисом искусства общения. Творчество педагога в использовании научных основ общения с учетом личностных качеств и есть искусство.
Искусство общения лежит в основе профессионального успеха и обусловлено развитием у педагога комплекса умений: управлять своим поведением, своими чувствами, наблюдать, переключать внимание, понимать и учитывать душевное состояние воспитанников, мотивы их действий, поступков, оценок, «читать по лицу», подать себя в общении с другими, устанавливать речевой и неречевой контакт с учащимися.
Искусству общения надо учиться, но нельзя научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом, если он не любит детей и не любит профессию.
- Глава 1
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 1.3. Специфика педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.4. Структура и функции педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.5. Профессиограмма педагога
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Глава 3
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.3. Основы самообразовательной работы учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.4. Профессиональное самовоспитание учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.2. Мастерство педагогического общения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.2. Система педагогического образования Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.4. Адаптация к педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Литература