Литература
Введение в педагогическую деятельность. М., 2000.
Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебн. пос. для студентов педагогических учебных заведений. М., 1999.
Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1997.
4.3. Практическая готовность педагога к профессиональной деятельности
Практическая готовность педагога выражается во внешних умениях, т.е. действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские, коммуникативные и прикладные умения.
Организаторская деятельностьобеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращает их из объектов в субъекты воспитания. К организаторским умениям относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные умения.
Мобилизационные умениянаправлены на:
привлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению;
формирование потребности в знаниях;
формирование учебных навыков и обучение приемам научной организации учебной деятельности;
формирование у учащихся активного, самостоятельного и творческого отношения к явлениям окружающей действительности через применение в проблемных ситуациях, организуемых учителем или возникающих спонтанно, получаемых в школе знаний и собственного жизненного опыта;
разумное использование системы методов поощрения и наказания, создание атмосферы сопереживания.
Информационные умениясвязаны не только с непосредственным изложением учебного материала, но и с методами его получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками и библиографией, умение добывать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.
Развивающие уменияпредполагают:
определение «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) отдельных учащихся, класса в целом;
стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических и функциональных отношений;
формирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных ранее знаний;
создание условий для развития индивидуальных особенностей учеников, осуществление в этих целях индивидуального подхода.
Ориентационные умениянаправлены на:
формирование морально-ценностных установок и научного мировоззрения воспитанников;
привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей;
организацию совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности.
Коммуникативные умения– это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно навыков общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.
Перцептивные умения,проявляясь на начальном этапе общения, сводятся к наиболее общему умению понимать других. Для этого необходимо знание ценностных ориентаций другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний. Необходимо знать имеющиеся у ученика представления о себе.
К перцептивным умениям относятся:
восприятие и адекватная интерпретация информации о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;
глубокое проникновение в личностную суть других людей;
выявление индивидуального своеобразия человека;
определение на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения внутреннего мира, направленности и возможных будущих действий человека;
определение того, к какому типу личности и темперамента относится человек;
улавливание по незначительным признакам характера переживаний, состояния человека, его причастности или непричастности к тем или иным событиям;
нахождение в действиях и иных проявлениях человека признаков, отличающих его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;
нахождение главного в другом человеке, правильное определение его отношения к социальным ценностям, учитывание в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостояние стереотипам восприятия другого человека (идеализация и пр.).
Умение педагогического общениясвязано с осуществлением коммуникативной атаки, т.е. привлечения к себе внимания четырьмя способами:
речевой вариант (вербальное обращение к учащемуся);
пауза с активным внутренним общением (требование внимания);
двигательно-знаковый вариант (демонстрация таблиц, наглядных пособий, запись на доске);
смешанный вариант.
Для эффективной передачи информации необходимо установить психологический контакт с классом, т.е.:
– создать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности;
– вызвать настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом преподавания.
Управление общением предполагает умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке:
организовывать совместную с учащимися творческую деятельность;
целенаправленно поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов;
распределять свое внимание и поддерживать его устойчивость;
выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся оптимальный способ поведения, который бы обеспечивал их готовность к восприятию информации, помогая снимать психологический барьер возраста и опыта, приближая ученика к учителю;
анализировать поступки воспитанников, видеть за поступками мотивы, которыми они руководствуются, определять поведение воспитанников в различных ситуациях;
создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе.
Установление эмоциональной обратной связи в процессе общения достигается через умения:
по поведению учащихся, по их глазам и лицам улавливать общий психологический настрой класса;
чувствовать в процессе общения наступление момента изменения эмоционального состояния учащихся, их готовности работать;
своевременно видеть отстранение отдельных учащихся от общей деятельности.
Педагогическая техникапредставляет собой совокупность следующих умений и навыков:
выбор правильного стиля и тона общения;
управление вниманием;
чувство темпа;
развитие культуры речи учителя (владение словом, правильная дикция, правильное дыхание, мимика, жесты);
управление своим телом, снятие мышечного напряжения в ходе образовательного процесса;
регулирование своего психического состояния (умение вызвать «по заказу» чувство удивления, радости, гнева и т.п.);
владение техникой интонирования для выражения разных чувств;
умение располагать к себе собеседника;
умение образно передавать информацию;
10) актерско-режиссерские умения.
Для успешного осуществления деятельности важно, чтобы учитель в совершенстве владел хотя бы одним из обширной группы прикладных умений:художественных (пение, рисование, игра на музыкальных инструментах), организаторских (массовик-затейник, тренер какого-либо вида спорта, турист-инструктор, руководитель кружка и пр.).
Педагогические навыкивыражаются в автоматическом выполнении действий, необходимых для эффективного педагогического труда. К ним относятся:
выразительная речь;
грамотное красивое письмо;
выразительное чтение;
точный и быстрый счет;
общение, в том числе целесообразные движения, мимика, жесты;
демонстрация разнообразных предметов;
работа с книгой, учебником, пособиями, газетами;
библиографические навыки;
использование планов и записей;
распределение внимания;
владение простейшими орудиями труда;
использование технических средств обучения.
Чем больше педагогических умений преобразовано в педагогический навык, тем выше мастерство учителя, тем больше возможностей для проявления педагогического творчества.
- Глава 1
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 1.3. Специфика педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.4. Структура и функции педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.5. Профессиограмма педагога
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Глава 3
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.3. Основы самообразовательной работы учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.4. Профессиональное самовоспитание учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.2. Мастерство педагогического общения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.2. Система педагогического образования Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.4. Адаптация к педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Литература