logo
1 / Вступ до спеціальності_1 / Матеріали для СРС / введение в пед

Литература

Введение в педагогическую деятельность. М., 2000.

Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебн. пос. для студентов педагогических учебных заведений. М., 1999.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1997.

4.3. Практическая готовность педагога к профессиональной деятельности

Практическая готовность педагога выражается во внешних умениях, т.е. действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские, коммуникативные и прикладные умения.

Организаторская деятельностьобеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращает их из объектов в субъекты воспитания. К организаторским умениям относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные умения.

Мобилизационные умениянаправлены на:

  1. привлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению;

  2. формирование потребности в знаниях;

  3. формирование учебных навыков и обучение приемам научной организации учебной деятельности;

  4. формирование у учащихся активного, самостоятельного и творческого отношения к явлениям окружающей действительности через применение в проблемных ситуациях, организуемых учителем или возникающих спонтанно, получаемых в школе знаний и собственного жизненного опыта;

  5. разумное использование системы методов поощрения и наказания, создание атмосферы сопереживания.

Информационные умениясвязаны не только с непосредственным изложением учебного материала, но и с методами его получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками и библиографией, умение добывать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.

Развивающие уменияпредполагают:

  1. определение «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) отдельных учащихся, класса в целом;

  2. стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических и функциональных отношений;

  3. формирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных ранее знаний;

  4. создание условий для развития индивидуальных особенностей учеников, осуществление в этих целях индивидуального подхода.

Ориентационные умениянаправлены на:

  1. формирование морально-ценностных установок и научного мировоззрения воспитанников;

  2. привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей;

  3. организацию совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности.

Коммуникативные умения– это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно навыков общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.

Перцептивные умения,проявляясь на начальном этапе общения, сводятся к наиболее общему умению понимать других. Для этого необходимо знание ценностных ориентаций другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний. Необходимо знать имеющиеся у ученика представления о себе.

К перцептивным умениям относятся:

  1. восприятие и адекватная интерпретация информации о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;

  2. глубокое проникновение в личностную суть других людей;

  3. выявление индивидуального своеобразия человека;

  4. определение на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения внутреннего мира, направленности и возможных будущих действий человека;

  5. определение того, к какому типу личности и темперамента относится человек;

  6. улавливание по незначительным признакам характера переживаний, состояния человека, его причастности или непричастности к тем или иным событиям;

  7. нахождение в действиях и иных проявлениях человека признаков, отличающих его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;

  8. нахождение главного в другом человеке, правильное определение его отношения к социальным ценностям, учитывание в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостояние стереотипам восприятия другого человека (идеализация и пр.).

Умение педагогического общениясвязано с осуществлением коммуникативной атаки, т.е. привлечения к себе внимания четырьмя способами:

  1. речевой вариант (вербальное обращение к учащемуся);

  2. пауза с активным внутренним общением (требование внимания);

  3. двигательно-знаковый вариант (демонстрация таблиц, наглядных пособий, запись на доске);

  4. смешанный вариант.

Для эффективной передачи информации необходимо установить психологический контакт с классом, т.е.:

– создать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности;

– вызвать настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом преподавания.

Управление общением предполагает умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке:

  1. организовывать совместную с учащимися творческую деятельность;

  2. целенаправленно поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов;

  3. распределять свое внимание и поддерживать его устойчивость;

  4. выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся оптимальный способ поведения, который бы обеспечивал их готовность к восприятию информации, помогая снимать психологический барьер возраста и опыта, приближая ученика к учителю;

  5. анализировать поступки воспитанников, видеть за поступками мотивы, которыми они руководствуются, определять поведение воспитанников в различных ситуациях;

  6. создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе.

Установление эмоциональной обратной связи в процессе общения достигается через умения:

  1. по поведению учащихся, по их глазам и лицам улавливать общий психологический настрой класса;

  2. чувствовать в процессе общения наступление момента изменения эмоционального состояния учащихся, их готовности работать;

  3. своевременно видеть отстранение отдельных учащихся от общей деятельности.

Педагогическая техникапредставляет собой совокупность следующих умений и навыков:

    1. выбор правильного стиля и тона общения;

    2. управление вниманием;

    3. чувство темпа;

    4. развитие культуры речи учителя (владение словом, правильная дикция, правильное дыхание, мимика, жесты);

    5. управление своим телом, снятие мышечного напряжения в ходе образовательного процесса;

    6. регулирование своего психического состояния (умение вызвать «по заказу» чувство удивления, радости, гнева и т.п.);

    7. владение техникой интонирования для выражения разных чувств;

    8. умение располагать к себе собеседника;

    9. умение образно передавать информацию;

10) актерско-режиссерские умения.

Для успешного осуществления деятельности важно, чтобы учитель в совершенстве владел хотя бы одним из обширной группы прикладных умений:художественных (пение, рисование, игра на музыкальных инструментах), организаторских (массовик-затейник, тренер какого-либо вида спорта, турист-инструктор, руководитель кружка и пр.).

Педагогические навыкивыражаются в автоматическом выполнении действий, необходимых для эффективного педагогического труда. К ним относятся:

  1. выразительная речь;

  2. грамотное красивое письмо;

  3. выразительное чтение;

  4. точный и быстрый счет;

  5. общение, в том числе целесообразные движения, мимика, жесты;

  6. демонстрация разнообразных предметов;

  7. работа с книгой, учебником, пособиями, газетами;

  8. библиографические навыки;

  9. использование планов и записей;

  10. распределение внимания;

  11. владение простейшими орудиями труда;

  12. использование технических средств обучения.

Чем больше педагогических умений преобразовано в педагогический навык, тем выше мастерство учителя, тем больше возможностей для проявления педагогического творчества.