Вопросы и задания для самоконтроля
Определите понятие «педагогическое творчество».
Назовите признаки педагогического творчества.
Охарактеризуйте личность творческого педагога.
Что входит в структуру профессионального творчества?
Каковы пути развития педагогического творчества?
Творческое задание
Перечислите факторы и условия, необходимые вам для творческой деятельности.
Литература
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1997.
Кан-Калик В.А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1992.
Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1995.
Глава 7
Подготовка педагогических кадров в системе высшего педагогического образования
7.1. История становления образовательных учреждений для профессиональной подготовки педагогов
Как известно, первые школы возникли в рабовладельческом обществе, в странах древнего Востока. Научные знания хранились жрецами. Существовали жреческие школы при храмах (2500 лет до н.э.). Позже возникло учебно-научное учреждение «Рамессум», где получали подготовку жрецы, архитекторы, врачи, воины.
В Древней Греции были частные платные школы грамматиков, в которых обучались мальчики с 7 до 14 лет.
В период Римской империи государство взяло образование под контроль. Император Антоний Пий установил число риторов и грамматиков, полагавшихся каждому городу в зависимости от числа жителей, а для учителей – льготы и привилегии.
В XVIв. лучшие учащиеся «школ иезуитов» приглашались на несколько лет для пробной преподавательской деятельности. Они вели педагогические дневники, и их уроки и дневники разбирались на общих собраниях опытными преподавателями в старших классах.
В XVIII-XIXвв. профессия учителя стала массовой. Учителя стали занимать штатные должности в школах и училищах. Обязанности учителей часто выполняли люди, знающие науку, но не имеющие специальной подготовки.
В России к концу XVIIIв. появилась мысль о необходимости специальной подготовки педагогов к профессиональной деятельности. В 1779 г. при Московском университете открылась учительская гимназия, готовившая учителей для городских училищ. В 1804 г. она была преобразована в педагогический институт.
В XIXв. в России стали создаваться первые учительские институты, готовившие учителей для средних классов школ.
До революции в России главным образом велась подготовка учителей для начальных школ. Она осуществлялась на начало 1917 г. в 171 учительской семинарии с четырехлетним сроком обучения; находились они в подчинении Министерства народного просвещения. В семинариях преподавали педагогику и методику первоначального обучения общеобразовательным предметам. Учителей для церковно-приходских школ готовили церковно-учительские школы и двухклассные учительские школы, находящиеся в подчинении святейшего Синода. Учителя, не имеющие педагогического образования, могли его получить после сдачи специальных экзаменов.
Учителей начальной школы готовили в педагогических классах 913 женских гимназий, 50 епархиальных училищ и в женском педагогическом институте в Петербурге.
Учителями средних учебных заведений могли быть в России лишь лица, закончившие университеты, некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля и духовные академии. В 60-70 гг. XIXв. были открыты Высшие женские курсы, которые готовили учителей для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ.
После революции учительские семинарии были преобразованы в трехлетние педагогические курсы, затем – в педагогические техникумы, бывшие учительские институты – в педагогические институты для подготовки учителей народного образования в старшие классы школы. В 30-е гг. получило распространение вечернее и заочное педагогическое образование.
С середины 80-х гг. ХХ в. в педагогических вузах стали вводиться дополнительные специализации. Стандартами высшего образования предусмотрена подготовка не только учителей-предметников, но и учителей, имеющих вторую педагогическую специальность.
В 90-е гг. часть педагогических институтов была преобразована в педагогические университеты. Подготовка кадров ведется более, чем по 50 специальностям.
В марте 1909 г. в Министерство народного просвещения поступила просьба об открытии в г. Самара учительского института, которое и состоялось 16 октября 1911 г. по указу императора Николая . В сентябре 1917 г. состоялось второе открытие Самарского пединститута. Сейчас в СамГПУ ведется подготовка по 22 специальностям. Число выпускников: 1004 человека очной формы обучения и 561 – заочной, причем их число постоянно растет.
- Глава 1
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 1.3. Специфика педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.4. Структура и функции педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 1.5. Профессиограмма педагога
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Глава 3
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческие задания
- Литература
- 5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.3. Основы самообразовательной работы учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 5.4. Профессиональное самовоспитание учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.2. Мастерство педагогического общения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.2. Система педагогического образования Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- 7.4. Адаптация к педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Творческое задание
- Литература
- Литература