logo
1 / Вступ до спеціальності_1 / Матеріали для СРС / введение в пед

7.2. Система педагогического образования Российской Федерации

Система высшего педагогического образования представляет собой совокупность:

Целями многоуровневой структуры педагогического образования являются:

Достижение указанных целей может быть осуществлено посредством многоуровневого педагогического образования, реализующегося различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательными программами и обеспечивающего решение следующих задач:

Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педобразования с целью подготовки к конкретной педагогической деятельности, но и реализация индивидуальных образовательных траекторий конкретной личностью с целью удовлетворения ее образовательных потребностей.

В системе педагогического образования России функционирует:

– более 90 педвузов с филиалами;

– более 350 средних педагогических учебных заведений;

– более 40 индустриально-педагогических колледжей;

– около 100 учреждений дополнительного педагогического образования (институты усовершенствования учителей, институты повышения квалификации) с филиалами.

Общий контингент обучающихся в учебных заведениях педагогического профиля России более 500 тысяч человек. Учебный процесс осуществляет около 80 тысяч преподавателей.

Описание системы учреждений педагогического образования целесообразно начинать с описания системы допрофессиональной подготовки, которая имеет следующие цели:

К формам допрофессиональной подготовки можно отнести педагогические классы в школах, гимназиях, педагогические лицеи, факультеты довузовской подготовки.

Следующий уровень педагогического образования осуществляется в учебных заведениях, основная задача которых – подготовка кадров для детских дошкольных учреждений и начальной школы. Это педагогические училища.

Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными программами двух уровней.

Первый уровень – общее высшее образование – достигается путем освоения образовательно-профессиональных программ первого уровня в течение двух лет обучения. Оно обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образования по программам второго уровня. Желающие могут продолжить образование в сфере трудовой деятельности или изменить профессиональную ориентацию.

На базе общего высшего образования в педагогических колледжах может быть реализована программа профессионально-педагогической подготовки (до 18 месяцев), дающая среднее специальное образование. Для желающих в течение непродолжительного периода обучения (3-6 месяцев) может осуществляться подготовка на уровне младшего специалиста (лаборант, помощник учителя, воспитателя).

Второй уровень базового высшего педагогического образования рассчитан на два года обучения и предусматривает реализацию образовательно-профессиональной программы по одному из предметных направлений.

По окончании обучения на втором уровне (всего 4 года), студентам выдается диплом бакалавра. По отдельным направлениям возможно совмещение с программой профессиональной подготовки (3 года).

Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогического образования предоставляется возможность в течение года освоить профессиональные программы в соответствии со специальностью, сдать государственные экзамены, защитить квалификационную работу и получить квалификационный сертификат по выбранной специальности.

Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом высшем образовании и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации.

Основная цель данной ступени – подготовка педагога-исследователя, ориентированного на сознательную, творческую деятельность.

Продолжительность обучения на уровне полного высшего педагогического образования не менее двух лет на основе четырехлетнего базового высшего образования.

Лицам, получившим полное высшее педагогическое образование, выдается диплом магистра образования по конкретному направлению науки и квалификационный сертификат по избранной специальности, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школы, лицеи, гимназии, колледжи, вузы).

Образование на этом уровне ориентировано на проведение педагогических исследований с целью научить будущего специалиста правильно оформлять ход и результаты научного поиска. Эта ступень реализуется в университетах.

Вершиной системы педагогического образования РФ является повышение научной квалификации – аспирантура.

Управление системой педагогического образования носит государственно-общественный характер и представлено:

Гибкость и вариативность многоуровневой структуры педагогического образования позволяет любому обучающемуся остановить образование по достижении того или иного уровня, а затем продолжить его на следующем уровне в любом вузе аналогичного профиля.