Испанская литература
Особенности социально-политического развития Испании в конце XV–XVI вв. Специфика духовной жизни в Испании. Роль народного средневекового миросозерцания; придворно-аристократическая культура; влияние религиозно-мистических настроений.
Зарождение гуманистического движения, его национальные особенности и место в духовной жизни страны. Связь испанского гуманизма с католической традицией; влияние «христианского гуманизма» и эразмианства; гуманистический синтез «ученого» и народного начал. Периодизация литературного процесса в Испании.
Развитие устной лиро-эпической поэзии; романсы, их тематика и формальные особенности, влияние на письменную литературу. Гуманизм и мистицизм в испанской лирике XVI в.Роман и его жанровые разновидности. Генезис рыцарского романа, связь с классическим куртуазным романом Средневековья и с итальянскими рыцарскими поэмами, система куртуазных ценностей и авантюрно-фантастическое начало в испанском рыцарском романе; «Амадис Галльский». Среда бытования и причины популярности жанра. Литературные истоки и причины возникновения плутовского романа; основные особенности: образ пикаро, автобиографизм и авантюрность, экстенсивность сюжета; сатирическая нравоописательность, проблема авторской позиции; «Жизнь Ласарильо с Тормеса» как первый образец жанра; его дальнейшая эволюция.
Жизнь и творчество Сервантеса. Пасторальный роман «Галатея». «Назидательные новеллы»; авантюрные новеллы с любовно-героическим сюжетом; нравоописательные новеллы с плутовским сюжетом; пасторальный и плутовской элементы в «философских» новеллах. «Странствия Персилеса и Сихизмунды» как опыт реформирования рыцарского романа. Жанровый синтез в «Дон Кихоте». Пародийный замысел романа и его реализация. Сюжет и композиция «Дон Кихота». Столкновение рыцарских книжно-поэтических идеалов с действительностью как источник романических коллизий; характер изображения социально-культурной жизни Испании. Дон Кихот как «мудрец», Дон Кихот как «безумец»; фольклорно-мифологическое происхождение и функция образа Санчо Пансы. Серьезная и буффонно-плутовская стихии в романе; роль вставных эпизодов; стилистика романа и традиции гуманистической риторики. Судьба «Дон Кихота» в европейской культуре Нового времени.
- Министерство образования и науки российской федерации
- I. Праммно-планирующий блок
- 1.2. Требования к начальной подготовке
- 1.3. Цель и задачи дисциплины «История мировой (зарубежной) литературы»
- 1.4. Требования к результатам освоения дисциплины
- 1.6. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2. Тематический план Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)
- 3. Содержание дисциплины
- 3.1. Содержание тематических разделов дисциплины
- 3.2. Тематика практических занятий
- 4. Тематика самостоятельных, контрольных и курсовых работ и рефератов
- 4. 1. Тематика контрольных работ
- 5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля
- 5.1. Итоговый контроль Перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию (экзамен)
- 6. Критерии оценки знаний Структура и формы оценки знаний
- Критерии оценивания результатов промежуточной работы на п/з
- 6 Баллов – оценка «5»;
- 3 Балла - оценка «3»;
- 2 Балла – оценка «2».
- Критерии оценивания устных ответов на зачете и экзамене
- 7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- 7.1. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 8. Список основной и дополнительной литературы
- 8.1. Список художественных текстов для обязательного прочтения Средние века
- Эпоха Возрождения
- 8.2. Основная
- 8.2. Дополнительная
- Электронные ресурсы
- III. Учебно-методический блок умк
- Клерикальная (письменная) литература на латинском языке
- Народное поэтическое творчество раннего средневековья
- Героический эпос зрелого средневековья
- Рыцарская (куртуазная) литература средневековья
- Городская (бюргерская) литература средневековья
- Эпоха возрождения
- Итальянская литература
- Немецкая литература
- Французская литература
- Испанская литература
- Английская литература
- 1.2. Вопросы для самоконтроля
- 2. Практикум
- 2.1. Вопросы к практическим занятиям
- 2.2. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины
- 3.1. Методические рекомендации для преподавателей
- 3.2. Методические рекомендации студентам по общей организации работы
- 1 Этап. Самостоятельная работа с художественными текстами
- 2 Этап. Самостоятельная работа с учебной и научной литературой.
- 4. Глоссарий
- III. Диагностико-контролирующий блок
- 3.1. Комплекс тестовых заданий
- IV. Блок наглядно-дидактического материала