3.2. Тематика практических занятий
Планируется проведение практических занятий по следующим шести тематическим блокам курса - №№ 5, 6, 8, 9, 10, 12:
№ п/п | Наименование темы | Содержание |
5 | Тема 1. Рыцарская литература | Появление титула рыцаря в 971 г. Рыцарство – христово воинство. Причины возникновения куртуазной (рыцарской) литературы и ее основные особенности. Феодализм и рыцарство. Возникновение рыцарской поэзии в Провансе. Появление литературного языка в Провансе. Появление рифмы. Существование двух поэтических течений, манер (стилей): «открытая манера» («ясный» стиль) и «закрытая» поэзия («тёмный» стиль), как борьба между демократическим и аристократическим напавлениями в поэзии. Культ Дамы, его генезис и значение. Мотив отказа в поцелуе. Основные мотивы и жанры политической и любовной лирики трубадуров. Представители рыцарской поэзии: Бернард де Вентадорн, Бертран де Борн и др. Поэзия трубадуров на севере Франции и миннезингеров в Германии. Своеобразие политической и любовной лирики Вальтера фон дер Фогельвейде. Возникновение в XII веке нового жанра - рыцарского романа как стихотворного текста на живом романском языке, в отличие от текста на латыни. Генезис рыцарского романа: античное наследие в латинском изложении, романо-германо-кельтская словесная традиция, восточная культурная традиция. Особенности жанра, его разновидности. Появление нового героя, сражающегося ради личной славы, а не во имя интересов рода, что было прерогативой героического эпоса. Роман о Тристане и Изольде - образец рыцарского романа. Творчество Кретьена де Труа. |
6 | Тема 2. Городская литература | Причины и источники возникновения городской литературы. Общая характеристика городской литературы. «Фабльо», «шванк» - основные жанры городской литературы (Вернер Садовник. «Крестьянин Хельмбрехт»). «Роман о Лисе»: особенности его формирования и идейно-художественное своеобразие. «Роман о Розе»: специфика жанра (часть I - черты рыцарской идеологии; часть II - критика некоторых сторон феодального мировоззрения). Общая характеристика городской лирики и драмы. |
8 | Тема 3. Особенности развития итальянского Возрождения (Данте, Петрарка) | Основная сущность эпохи Возрождения (Ренессанса). Интерес к человеку, возрожденные идеалы античности, деятельность писателей-гуманистов. Три основных понятия Возрождения – перспектива, динамика, ритм. Италия на рубеже ХШ-XIV вв. Флоренция и ее культура. Этапы эпохи Возрождения в Италии (Дученто, Треченто, Кватроченто, Чинквеченто). Автобиографическая повесть «Новая жизнь» (1291-1292) Данте и ее реалистические тенденции. Влияние «нового сладостного» стиля на «Новую жизнь». Особенности формы и содержания. Жанр сонета. Числовая символика повести. Образ Беатриче как изначальной обитательницы небес. Использование куртуазного мотива провансальской традиции – «Дама-ширма». «Дама-утешительница». Выбор Данте философского, а не художественно-эмоционального решения жизненного конфликта. Петрарка - родоначальник европейского гуманизма. Сборник «Канцоньере» (1373). Жанровое многообразие «Книги песен». Сборник состоит из 366 стихотворений – 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад, 4 мадригалов. «Канцоньере» как «поэтическая исповедь» (А.Н. Веселовский). Особенности развития литературы итальянского Возрождения в XV-XVI вв. |
8 | Тема 4. Творчество Дж. Боккаччо – первая победа ренессансного реализма | Научно-гуманистическая деятельность Боккаччо.Повесть «Фьяметта» - первый в Европе опыт психологического повествования. Поэма «Фьезоланские нимфы» - дальнейшее развитие гуманистических идей и художественного мастерства писателя. Сюжетное обрамление в сборнике Боккаччо «Декамерон» и его идейно-художественное значение. Основные циклы новелл в книге и их идейное значение. Художественное своеобразие книги. |
9 | Тема 5. Немецкое Возрождение | Особенности развития Германии XV-XVI вв. и их значение в подготовке немецкого Возрождения. Деятельность Рейхлина. «Письма темных людей» как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм. Реформация в Германии. Жизнь и деятельность Лютера. Народная массовая литература в первой половине XVI в.: «Тиль Эйленшпигель» и «народные книги» о докторе Фаусте. |
10 | Тема 6. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» | Влияние на Возрождение во Франции итальянского Возрождения. Возникновение протестантизма, непримиримая политическая и религиозная борьба между гугенотами (протестантами) и католиками. Франсуа Рабле - «Гомер смеха»; с энциклопедическим характером знаний – писатель, филолог, учёный, монах, врач. Рабле – создатель реалистического прозаического романа Нового времени. Творческая история книги Рабле. Основа художественного метода Рабле гротескная полисемия. Пантагрюэлизм как жизненная философия. Тематика Первой и Второй книг, образы королей; схоластическое образование и гуманистическая педагогика; тема гуманистической утопии и Телемское аббатство. Третья книга; Панург как пикарескный персонаж; проблема свободного выбора; развенчание общепринятых верований и представлений. Четвертая и Пятая книги, критическая панорама социальных институтов и мировоззрений эпохи. Культурное многоголосие и энциклопедизм в «Гаргантюа и Пантагрюэле». Смеховая стихия в романе и ее связь с народной комикой. Соотношение поэтики романа с народно-смеховой культурой средневековья и Возрождения. Бахтин об особенностях комического у Рабле. В романе содержатся три формы народно-смеховой культуры (М.М. Бахтин): обрядово-зрелищные, словесно-смеховые, формы и жанры фамильярно-площадной речи. Роль материально-телесного низа в понимании идейно-тематического своеобразия романа. Карнавальное начало в романе. Сложная природа карнавального смеха – всенародность, универсальность, амбивалентность. Смех и знание, смех и здоровье, вино и знание. |
10 | Тема 7. Поэтическая школа «Плеяда» во Франции | Манифест «Защита и прославление французского языка». Смысл реформаторской деятельности «Плеяды». Поэзия Пьера де Ронсара. Ее темы и своеобразие. Творчество дю Белле. Общая характеристика поэзии Этьена Жоделя, Белло, Ж.А. де Баифа. Значение «Плеяды» для развития французской литературы. |
12 | Тема 8. Особенности трагического у Шекспира («Гамлет», «Король Лир») | Специфика жанра трагедии. Место трагедии в творчестве Шекспира. Закон трагедий Шекспира – трагический динамизм и свобода в развитии страсти. Развитие трагического начала включает переход от эпически-синкретной характеристики к трагически определенному характеру. Основой трагического является переход от старого миропорядка к новому времени. Своеобразие конфликта в трагедиях «Гамлет» и «Король Лир». Принципы создания характеров в «Гамлете» и «Короле Лире». Столкновение идеала и наличной действительности; злая воля, роковая страсть или иллюзия персонажа как источник трагической коллизии. Человек и мироздание, вселенский характер трагической катастрофы. Проблема самоопределения героя; катастрофичность сюжетных развязок и умиротворенность финальных эпилогов; восстановление изначального блага миропорядка. В трагедиях рядом с верой в жизнь соседствуют пессимистические мотивы. Гуманистические иллюзии отвергаются, но сохраняется вера в идеалы гуманизма. Своей гибелью герои трагедий, а они гибнут, сражаясь, утверждают величие человеческого духа. Своеобразие языка трагедий Шекспира.
|
- Министерство образования и науки российской федерации
- I. Праммно-планирующий блок
- 1.2. Требования к начальной подготовке
- 1.3. Цель и задачи дисциплины «История мировой (зарубежной) литературы»
- 1.4. Требования к результатам освоения дисциплины
- 1.6. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2. Тематический план Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)
- 3. Содержание дисциплины
- 3.1. Содержание тематических разделов дисциплины
- 3.2. Тематика практических занятий
- 4. Тематика самостоятельных, контрольных и курсовых работ и рефератов
- 4. 1. Тематика контрольных работ
- 5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля
- 5.1. Итоговый контроль Перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию (экзамен)
- 6. Критерии оценки знаний Структура и формы оценки знаний
- Критерии оценивания результатов промежуточной работы на п/з
- 6 Баллов – оценка «5»;
- 3 Балла - оценка «3»;
- 2 Балла – оценка «2».
- Критерии оценивания устных ответов на зачете и экзамене
- 7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- 7.1. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 8. Список основной и дополнительной литературы
- 8.1. Список художественных текстов для обязательного прочтения Средние века
- Эпоха Возрождения
- 8.2. Основная
- 8.2. Дополнительная
- Электронные ресурсы
- III. Учебно-методический блок умк
- Клерикальная (письменная) литература на латинском языке
- Народное поэтическое творчество раннего средневековья
- Героический эпос зрелого средневековья
- Рыцарская (куртуазная) литература средневековья
- Городская (бюргерская) литература средневековья
- Эпоха возрождения
- Итальянская литература
- Немецкая литература
- Французская литература
- Испанская литература
- Английская литература
- 1.2. Вопросы для самоконтроля
- 2. Практикум
- 2.1. Вопросы к практическим занятиям
- 2.2. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины
- 3.1. Методические рекомендации для преподавателей
- 3.2. Методические рекомендации студентам по общей организации работы
- 1 Этап. Самостоятельная работа с художественными текстами
- 2 Этап. Самостоятельная работа с учебной и научной литературой.
- 4. Глоссарий
- III. Диагностико-контролирующий блок
- 3.1. Комплекс тестовых заданий
- IV. Блок наглядно-дидактического материала