logo
ИМ(ЗАРУБ)Л (СР

3.2. Тематика практических занятий

Планируется проведение практических занятий по следующим шести тематическим блокам курса - №№ 5, 6, 8, 9, 10, 12:

п/п

Наименование темы

Содержание

5

Тема 1.

Рыцарская литература

Появление титула рыцаря в 971 г. Рыцарство – христово воинство. Причины возникновения куртуазной (рыцарской) литературы и ее основные осо­бенности. Феодализм и рыцарство. Возникновение рыцарской поэзии в Провансе. Появление литературного языка в Провансе. Появление рифмы. Существование двух поэтических течений, манер (стилей): «открытая манера» («ясный» стиль) и «закрытая» поэзия («тёмный» стиль), как борьба между демократическим и аристократическим напавлениями в поэзии. Культ Дамы, его генезис и значение. Мотив отказа в поцелуе. Основные мотивы и жанры политической и любовной лирики трубадуров. Представители рыцарской поэзии: Бернард де Вентадорн, Бертран де Борн и др. Поэзия трубадуров на севере Франции и миннезингеров в Германии. Своеобразие политической и любовной лирики Вальтера фон дер Фогельвейде.

Возникновение в XII веке нового жанра - рыцарского романа как стихотворного текста на живом романском языке, в отличие от текста на латыни. Генезис рыцарского романа: античное наследие в латинском изложении, романо-германо-кельтская словесная традиция, восточная культурная традиция. Особенности жанра, его разновидности. Появление нового героя, сражающегося ради личной славы, а не во имя интересов рода, что было прерогативой героического эпоса.

Роман о Тристане и Изольде - образец рыцарского романа.

Творчество Кретьена де Труа.

6

Тема 2.

Городская литература

Причины и источники возникновения городской литературы.

Общая характеристика городской литературы. «Фабльо», «шванк» - основные жанры городской литературы (Вернер Садовник. «Крестьянин Хельмбрехт»). «Роман о Лисе»: особенности его формирования и идейно-художественное своеобразие.

«Роман о Розе»: специфика жанра (часть I - черты рыцарской идеоло­гии; часть II - критика некоторых сторон феодального мировоззрения). Общая характеристика городской лирики и драмы.

8

Тема 3.

Особенности развития итальянского Возрождения (Данте, Петрарка)

Основная сущность эпохи Возрождения (Ренессанса). Интерес к человеку, возрожденные идеалы античности, деятельность писателей-гуманистов. Три основных понятия Возрождения – перспектива, динамика, ритм.

Италия на рубеже ХШ-XIV вв. Флоренция и ее культура.

Этапы эпохи Возрождения в Италии (Дученто, Треченто, Кватроченто, Чинквеченто).

Автобиографическая повесть «Новая жизнь» (1291-1292) Данте и ее реалистические тенденции. Влияние «нового сладостного» стиля на «Новую жизнь». Особенности формы и содержания. Жанр сонета. Числовая символика повести. Образ Беатриче как изначальной обитательницы небес. Использование куртуазного мотива провансальской традиции – «Дама-ширма». «Дама-утешительница». Выбор Данте философского, а не художественно-эмоционального решения жизненного конфликта.

Петрарка - родоначальник европейского гуманизма. Сборник «Канцоньере» (1373). Жанровое многообразие «Книги песен». Сборник состоит из 366 стихотворений – 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад, 4 мадригалов. «Канцоньере» как «поэтическая исповедь» (А.Н. Веселовский).

Особенности развития литературы итальянского Возрождения в XV-XVI вв.

8

Тема 4.

Творчество Дж. Боккаччо – первая победа ренессансного реализма

Научно-гуманистическая деятельность Боккаччо.Повесть «Фьяметта» - первый в Европе опыт психологического пове­ствования. Поэма «Фьезоланские нимфы» - дальнейшее развитие гуманистиче­ских идей и художественного мастерства писателя. Сюжетное обрамление в сборнике Боккаччо «Декамерон» и его идейно-художественное значение. Основные циклы новелл в книге и их идейное значение. Художественное своеобразие книги.

9

Тема 5.

Немецкое Возрождение

Особенности развития Германии XV-XVI вв. и их значение в подго­товке немецкого Возрождения. Деятельность Рейхлина.

«Письма темных людей» как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм. Реформация в Германии. Жизнь и деятельность Лютера. Народная массовая литература в первой половине XVI в.: «Тиль Эйленшпигель» и «народные книги» о докторе Фаусте.

10

Тема 6.

Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Влияние на Возрождение во Франции итальянского Возрождения. Возникновение протестантизма, непримиримая политическая и религиозная борьба между гугенотами (протестантами) и католиками. Франсуа Рабле - «Гомер смеха»; с энциклопедическим характером знаний – писатель, филолог, учёный, монах, врач. Рабле – создатель реалистического прозаического романа Нового времени. Творческая история книги Рабле. Основа художественного метода Рабле гротескная полисемия. Пантагрюэлизм как жизненная философия. Тематика Первой и Второй книг, образы королей; схоластическое образование и гуманистическая педагогика; тема гуманистической утопии и Телемское аббатство. Третья книга; Панург как пикарескный персонаж; проблема свободного выбора; развенчание общепринятых верований и представлений. Четвертая и Пятая книги, критическая панорама социальных институтов и мировоззрений эпохи. Культурное многоголосие и энциклопедизм в «Гаргантюа и Пантагрюэле». Смеховая стихия в романе и ее связь с народной комикой. Соотношение поэтики романа с народно-смеховой культурой средневековья и Возрождения. Бахтин об особенностях комического у Рабле. В романе содержатся три формы народно-смеховой культуры (М.М. Бахтин): обрядово-зрелищные, словесно-смеховые, формы и жанры фамильярно-площадной речи. Роль материально-телесного низа в понимании идейно-тематического своеобразия романа. Карнавальное начало в романе. Сложная природа карнавального смеха – всенародность, универсальность, амбивалентность. Смех и знание, смех и здоровье, вино и знание.

10

Тема 7. Поэтическая школа «Плеяда» во Франции

Манифест «Защита и прославление французского языка». Смысл ре­форматорской деятельности «Плеяды». Поэзия Пьера де Ронсара. Ее темы и своеобразие. Творчество дю Белле.

Общая характеристика поэзии Этьена Жоделя, Белло, Ж.А. де Баифа. Значение «Плеяды» для развития французской литературы.

12

Тема 8.

Особенности трагического у Шекспира («Гамлет», «Король Лир»)

Специфика жанра трагедии. Место трагедии в творчестве Шекспира. Закон трагедий Шекспира – трагический динамизм и свобода в развитии страсти. Развитие трагического начала включает переход от эпически-синкретной характеристики к трагически определенному характеру. Основой трагического является переход от старого миропорядка к новому времени.

Своеобразие конфликта в трагедиях «Гамлет» и «Король Лир». Принципы создания характеров в «Гамлете» и «Короле Лире». Столкновение идеала и наличной действительности; злая воля, роковая страсть или иллюзия персонажа как источник трагической коллизии. Человек и мироздание, вселенский характер трагической катастрофы. Проблема самоопределения героя; катастрофичность сюжетных развязок и умиротворенность финальных эпилогов; восстановление изначального блага миропорядка. В трагедиях рядом с верой в жизнь соседствуют пессимистические мотивы. Гуманистические иллюзии отвергаются, но сохраняется вера в идеалы гуманизма. Своей гибелью герои трагедий, а они гибнут, сражаясь, утверждают величие человеческого духа. Своеобразие языка трагедий Шекспира.