Итальянская литература
Проторенессанс в Италии. Жизнь и творчество Данте. Их связь с политическими событиями эпохи. «Новая жизнь», ее соотношение с традициями трубадуров и школы нового сладостного стиля. Трансформация образа Прекрасной Дамы в образе Беатриче. Значение его для всего поэтического творчества Данте. Новая концепция языка в «Трактате о народном красноречии» и обусловленные ею особенности поэтики «Божественной комедии». Специфика жанра «Комедии», синтезирующей средневековые представления о Боге, вселенной, человеке, истории и другие знания. Средневековый символизм и аллегоризм поэмы. Ее композиция. Черты сознания переходной эпохи в «Божественной комедии». Роль авторского «я» в различных частях поэмы, наиболее важные ее персонажи. Данте - «последний поэт средневековья и первый поэт Нового времени». «Новая жизнь», поэзия и проза в этом произведении. «Божественная комедия» Данте как философско-художественный синтез средневековой культуры и первое произведение гуманистической культуры Возрождения. Роль Данте в формировании итальянского литературного языка. Условия и причины возникновения ренессансного движения в Италии. Периодизация итальянской литературы эпохи Возрождения.
Литература раннего Возрождения (Треченто).Социально-историческая обстановка в Италии в конце XIII – первой половине XIV в. Первые проявления ренессансной культуры и ее влияние на литературу.
Жизнь и творчество Ф. Петрарки. Петрарка – первый европейский гуманист. Его отношение к религии и схоластике. Рецепция и пропаганда римской поэзии и риторики; возвышение латинского языка как языка культуры; гуманистический критерий личности у Петрарки. Самооценка Петрарки и ее литературное выражение («Письмо к потомкам» и др.). Борьба «между Христом и Цицероном» («О презрении мира»). Гуманистический тезис о «подражании древним» и латинская поэзия Петрарки («Африка» и др.). Итальянская лирика Петрарки; ее средневековые и римские истоки. Поэтическое новаторство Петрарки в «Книге песен». Образ Лауры и художественные средства его создания. Образ «лирического героя» и характер лирической интроспекции в сонетах. Герой «между Мадонной и Лаурой» как основной мотив « Книги песен»; прием антитезы. «Петраркистский стиль» и его влияние на развитие европейской ренессансной поэзии.
Жизнь и творчество Дж. Боккаччо. Контаминация средневековой топики, античной мифологической образности и риторических приемов как принцип литературного мышления Боккаччо.
Раннее творчество Боккаччо. Общая характеристика. Мотив любви в произведениях «неаполитанского периода» («Амето», «Фьезоланские нимфы») и его гуманистический смысл; жанр пасторали в ранних произведениях Боккаччо и проблема ренессансной пасторальной идиллии. Автобиографизм и риторический психологизм в «Элегии мадонны Фьяметты». Зрелое творчество Боккаччо. Влияние Петрарки. Значение «Декамерона» для развития итальянской художественной прозы. Связь сборника со средневековыми и античными культурными традициями; его идейные, сюжетные и образные источники. Литературно-риторическая обработка традиционных повествовательных жанров как художественный принцип «Декамерона». Классификация новелл; расположение новелл в сборнике и их «диалогическое» взаимодействие. Идейный смысл «Декамерона». Ренессансная утопия и общество рассказчиков; функция обрамляющего повествования в сборнике. Влияние Боккаччо на развитие итальянской и европейской новеллистики.
Литература зрелого Возрождения (Кватроченто). Упрочение ренессансной идеологии в крупных итальянских городах XV в. Расширение интеллектуального кругозора гуманистов; освоение греческого культурного наследия. Возрастающая роль древних языков; возрождение античных литературных жанров и расцвет неолатинской поэзии.
Взаимодействие антикизирующей и средневековой тенденций в литературе XV в. Флоренция как крупнейший культурный центр Кватроченто. Опыты создания гуманистической поэзии на итальянском языке. Кружок Лоренцо Медичи.
Феррара как центр схождения куртуазных и гуманистических традиций. Возникновение ренессансной рыцарской поэмы. «Влюбленный Роланд» Боярдо. Происхождение сюжета и его литературная обработка; отношение автора к системе куртуазных ценностей; роль авантюрного и сказочно-фантастического элементов; композиционное строение поэмы и его функция; пародийно-игровой принцип. Развитие традиций Боярдо в «Неистовом Роланде» Ариосто; сюжет и композиция поэмы; серьезность и ирония; смешение стилей как повествовательный принцип Ариосто; роль фантастики; «образ автора» и авторская позиция в поэме.
Литература позднего Возрождения (Чинквеченто).Социальное развитие и культурная обстановка в Италии XVI в. Расширение сферы влияния гуманистической идеологии и оппозиция к ней. Соперничество неолатинской поэзии и поэзии на итальянском языке.
Возникновение маньеризма и его основные черты. Творчество Тассо. «Освобожденный Иерусалим» и развитие жанра ренессансно-рыцарской поэмы; черты сходства и различия с «Неистовым Роландом» Ариосто. Синтез античной топики, рыцарских ценностей и христианско-католических идеалов в поэме; «Освобожденный Иерусалим» как опыт создания религиозно-героического эпоса. Сюжет и композиция поэмы; роль «романических» элементов. Тассо и маньеризм.
Фарсовые и буффонно-площадные истоки народной комедии дель арте; влияние на нее гуманистической традиции; характерные типы и «маски»; сценарий и импровизация; литературная судьба и культурное влияние комедии дель арте.
- Министерство образования и науки российской федерации
- I. Праммно-планирующий блок
- 1.2. Требования к начальной подготовке
- 1.3. Цель и задачи дисциплины «История мировой (зарубежной) литературы»
- 1.4. Требования к результатам освоения дисциплины
- 1.6. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2. Тематический план Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)
- 3. Содержание дисциплины
- 3.1. Содержание тематических разделов дисциплины
- 3.2. Тематика практических занятий
- 4. Тематика самостоятельных, контрольных и курсовых работ и рефератов
- 4. 1. Тематика контрольных работ
- 5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля
- 5.1. Итоговый контроль Перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию (экзамен)
- 6. Критерии оценки знаний Структура и формы оценки знаний
- Критерии оценивания результатов промежуточной работы на п/з
- 6 Баллов – оценка «5»;
- 3 Балла - оценка «3»;
- 2 Балла – оценка «2».
- Критерии оценивания устных ответов на зачете и экзамене
- 7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- 7.1. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 8. Список основной и дополнительной литературы
- 8.1. Список художественных текстов для обязательного прочтения Средние века
- Эпоха Возрождения
- 8.2. Основная
- 8.2. Дополнительная
- Электронные ресурсы
- III. Учебно-методический блок умк
- Клерикальная (письменная) литература на латинском языке
- Народное поэтическое творчество раннего средневековья
- Героический эпос зрелого средневековья
- Рыцарская (куртуазная) литература средневековья
- Городская (бюргерская) литература средневековья
- Эпоха возрождения
- Итальянская литература
- Немецкая литература
- Французская литература
- Испанская литература
- Английская литература
- 1.2. Вопросы для самоконтроля
- 2. Практикум
- 2.1. Вопросы к практическим занятиям
- 2.2. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины
- 3.1. Методические рекомендации для преподавателей
- 3.2. Методические рекомендации студентам по общей организации работы
- 1 Этап. Самостоятельная работа с художественными текстами
- 2 Этап. Самостоятельная работа с учебной и научной литературой.
- 4. Глоссарий
- III. Диагностико-контролирующий блок
- 3.1. Комплекс тестовых заданий
- IV. Блок наглядно-дидактического материала