Английская литература
Социально-историческое развитие Англии в XVI в. Католицизм и Реформация. Возникновение гуманистического движения и его специфика.
Периодизация литературного процесса в Англии.
Оксфордский кружок гуманистов. Жизнь и деятельность Томаса Мора; позиция Мора в религиозной борьбе эпохи; Мор и Эразм. Идейные и жанровые источники «Утопии»; ее сюжетно-композиционное строение; критика Мором европейских социальных порядков; изображение идеального состояния общества. Мор у истоков европейского утопического социализма.
Влияние Италии и Франции на развитие английской гуманистической поэзии первой половины XVI в.; английский петраркизм и жанровая реформа в лирике; историко- литературная роль Уайета и Серрея. Поэзия во второй половине XVI в.; сонеты Сиднея; гуманистические принципы поэтики в его трактате «Защита поэзии». Творчество Спенсера.
Развитие драмы во второй половине XVI – начале XVII в. Роль средневековой театральной традиции и ее воздействие на гуманистическую драму; влияние античной и западноевропейской предклассицистской традиции. Школьный, придворный и общедоступный театр; его роль в общественной и религиозной борьбе.
Жизнь и творчество Кристофера Марло. Обработка народной легенды в «Трагической истории Доктора Фауста», коллизия в «Мальтийском еврее». Космизм художественного мира Марло и титанизм его героев; гиперболизм как конструктивный принцип Марло-драматурга. Марло как предшественник Шекспира.
Творчество Шекспира. Народная мифопоэтическая и натурфилософская основа его творчества; образ мироздания; «Великая цепь бытия»; космизм конфликтов. Влияние на Шекспира средневековой театральной и драматургической практики; ее синтез с практикой ренессансного театра; усвоение Шекспиром гуманистического круга идей и их место в его творчестве. Жанровое своеобразие и сюжетные источники шекспировских пьес; многосоставность и динамика шекспировских характеров. Шекспировский полифонизм; синтез трагического и комического, высокого и низкого; мировоззренческий смысл буффонно-шутовского начала; богатство образных средств и проблема ренессансного, маньеристского и барочного стилей в творчестве Шекспира.
Периодизация творчества Шекспира. Первый период. Мифопоэтическая картина мира в «Сонетах»; время и вечность; петраркизм и неоплатонизм; образы Друга и Смуглой леди; образ лирического героя. Драматургия первого периода. «Кровавая трагедия». «Ричард III» и проблема зла в творчестве Шекспира. Исторические хроники; проблема воспитания идеального государя в «Генрихе IV»; Фальстаф и «фальстафовский фон». Игра судьбы и случая как основа коллизий в любовных комедиях Шекспира; карнавально-праздничная стихия и фарсовые ситуации в комедиях; образы шутов. «Двенадцатая ночь». Проблематика «Венецианского купца». Разрешение трагического конфликта в «Ромео и Джульетте». Победа гармонии над хаосом в ранних пьесах Шекспира.
Драматургия второго периода. Тематика и проблематика трагедий «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Столкновение идеала и наличной действительности; злая воля, роковая страсть или иллюзия персонажа как источник трагической коллизии. Человек и мироздание, вселенский характер трагической катастрофы. Проблема самоопределения героя; катастрофичность сюжетных развязок и умиротворенность финальных эпилогов; восстановление изначального блага миропорядка.
Драматургия третьего периода. Столкновение сил добра и зла в трагикомедиях и его разрешение; легендарная атмосфера в трагикомедиях и ее функция; «маски» персонажей; близость поздних пьес Шекспира к моралите. Место Шекспира в мировой драматургии и судьба его наследия в культуре Нового времени.
- Министерство образования и науки российской федерации
- I. Праммно-планирующий блок
- 1.2. Требования к начальной подготовке
- 1.3. Цель и задачи дисциплины «История мировой (зарубежной) литературы»
- 1.4. Требования к результатам освоения дисциплины
- 1.6. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2. Тематический план Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)
- 3. Содержание дисциплины
- 3.1. Содержание тематических разделов дисциплины
- 3.2. Тематика практических занятий
- 4. Тематика самостоятельных, контрольных и курсовых работ и рефератов
- 4. 1. Тематика контрольных работ
- 5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля
- 5.1. Итоговый контроль Перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию (экзамен)
- 6. Критерии оценки знаний Структура и формы оценки знаний
- Критерии оценивания результатов промежуточной работы на п/з
- 6 Баллов – оценка «5»;
- 3 Балла - оценка «3»;
- 2 Балла – оценка «2».
- Критерии оценивания устных ответов на зачете и экзамене
- 7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- 7.1. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 8. Список основной и дополнительной литературы
- 8.1. Список художественных текстов для обязательного прочтения Средние века
- Эпоха Возрождения
- 8.2. Основная
- 8.2. Дополнительная
- Электронные ресурсы
- III. Учебно-методический блок умк
- Клерикальная (письменная) литература на латинском языке
- Народное поэтическое творчество раннего средневековья
- Героический эпос зрелого средневековья
- Рыцарская (куртуазная) литература средневековья
- Городская (бюргерская) литература средневековья
- Эпоха возрождения
- Итальянская литература
- Немецкая литература
- Французская литература
- Испанская литература
- Английская литература
- 1.2. Вопросы для самоконтроля
- 2. Практикум
- 2.1. Вопросы к практическим занятиям
- 2.2. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины
- 3.1. Методические рекомендации для преподавателей
- 3.2. Методические рекомендации студентам по общей организации работы
- 1 Этап. Самостоятельная работа с художественными текстами
- 2 Этап. Самостоятельная работа с учебной и научной литературой.
- 4. Глоссарий
- III. Диагностико-контролирующий блок
- 3.1. Комплекс тестовых заданий
- IV. Блок наглядно-дидактического материала