Эпоха возрождения
Введение. Хронологические границы и стадиальное место эпохи Возрождения в европейском историческом процессе. Социально-историческая обстановка в Западной Европе. Рост городов и усиление влияния средневекового бюргерства; борьба центробежных и центростремительных сил в социально-политической жизни; изменения в социальном положении рыцарства, его перерождение в дворянство; борьба между светской и церковной властью; процесс формирования европейских наций, национальных государств, языков и литератур.
Многосоставность и противоречивость культуры эпохи Возрождения. Ее связь с ранним и зрелым Средневековьем. Роль фольклорной и низовой городской культуры как передатчицы средневековой традиции. Судьбы феодально-рыцарской культуры в период Возрождения; трансформация куртуазных идеалов, их взаимодействие с религиозными и ренессансно-гуманистическими ценностями и место в духовной жизни эпохи. Влияние католической церкви, христианской идеологии и схоластической философии на культуру Возрождения. Кризис официального католицизма и схоластического рационализма; его последствия. Возникновение церковных институтов и их роль в распространении христианства. Значение монастырей для средневековой культуры. Особенности установления христианства на территориях с преобладающей «варварской» картиной мира (Исландия, Ирландия, Англия). Ренессансный гуманизм как новое течение в культуре Западной Европы. Проблема античного наследия в Средние века. Расширение умственных запросов, рост образования и светской городской культуры как условие и причина возникновения движения за возрождение греко-римской древности. Основные особенности ренессансного гуманизма. Гуманизм и средневековая культурная традиция. Синтез христианской идеологии и античной учености как основная цель ренессансного движения. Возрождение гуманистами античных знаний о природе, античной философии, риторики, поэтики и поэзии. «Подражание» древним и «соревнование» с ними. Проблема культурного и лингвистического двуязычия. Учение гуманистов о сущности человека; «природа» и «культура»; специфика ренессансного антропоцентризма; идея «универсального человека» и задачи ренессансной педагогики. Гуманистические представления о природе поэзии и о миссии поэта. Гуманисты и католическая церковь. Роль и место ренессансного гуманизма в духовной жизни эпохи; его историческая судьба.
Понятие о Реформации. Причины возникновения реформационного движения. Религиозный, социально-политический и культурный смысл борьбы протестантов с папской церковью. Учение о человеческой личности. Влияние Реформации на духовную жизнь эпохи Возрождения, ее соперничество с ренессансным гуманизмом и ее историческая роль. Развитие мистических учений как реакция на кризис схоластики. Влияние мистицизма на культуру и литературу.
Причины расцвета пантеистической натурфилософии в эпоху Возрождения; понятие о натурфилософской картине мира; ее близость обыденному миросозерцанию эпохи и отражение в литературе. Отношение натурфилософии к официальному католицизму, к мировоззрению реформаторов и ренессансных гуманистов. Открытие мира и человека. Роль античного наследия в осуществлении поворота от религиозной культуры к светской, от теоцентрического мировоззрения к антропоцентрическому. Античный гуманизм, античная культура и итальянское Возрождение.
- Министерство образования и науки российской федерации
- I. Праммно-планирующий блок
- 1.2. Требования к начальной подготовке
- 1.3. Цель и задачи дисциплины «История мировой (зарубежной) литературы»
- 1.4. Требования к результатам освоения дисциплины
- 1.6. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2. Тематический план Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)
- 3. Содержание дисциплины
- 3.1. Содержание тематических разделов дисциплины
- 3.2. Тематика практических занятий
- 4. Тематика самостоятельных, контрольных и курсовых работ и рефератов
- 4. 1. Тематика контрольных работ
- 5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля
- 5.1. Итоговый контроль Перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию (экзамен)
- 6. Критерии оценки знаний Структура и формы оценки знаний
- Критерии оценивания результатов промежуточной работы на п/з
- 6 Баллов – оценка «5»;
- 3 Балла - оценка «3»;
- 2 Балла – оценка «2».
- Критерии оценивания устных ответов на зачете и экзамене
- 7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- 7.1. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 8. Список основной и дополнительной литературы
- 8.1. Список художественных текстов для обязательного прочтения Средние века
- Эпоха Возрождения
- 8.2. Основная
- 8.2. Дополнительная
- Электронные ресурсы
- III. Учебно-методический блок умк
- Клерикальная (письменная) литература на латинском языке
- Народное поэтическое творчество раннего средневековья
- Героический эпос зрелого средневековья
- Рыцарская (куртуазная) литература средневековья
- Городская (бюргерская) литература средневековья
- Эпоха возрождения
- Итальянская литература
- Немецкая литература
- Французская литература
- Испанская литература
- Английская литература
- 1.2. Вопросы для самоконтроля
- 2. Практикум
- 2.1. Вопросы к практическим занятиям
- 2.2. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины
- 3.1. Методические рекомендации для преподавателей
- 3.2. Методические рекомендации студентам по общей организации работы
- 1 Этап. Самостоятельная работа с художественными текстами
- 2 Этап. Самостоятельная работа с учебной и научной литературой.
- 4. Глоссарий
- III. Диагностико-контролирующий блок
- 3.1. Комплекс тестовых заданий
- IV. Блок наглядно-дидактического материала