logo
ИМ(ЗАРУБ)Л (СР

III. Учебно-методический блок умк

по курсу «История мировой (зарубежной) литературы»

1. Теоретическая часть

1.1. Лекционный материал курса

СРЕДНИЕ ВЕКА

Понятия «средневековье», «средневековая культура» и «средневековая литература». Основные факторы развития средневековой литературы: христианство, античность и народное творчество. Периодизация истории средневековой литературы.

Своеобразие средневековой культуры и сознания, принципиально отличных от культуры и сознания Нового времени. Проблема адекватного восприятия эпохи Средневековья человеком ХХ века. Соотношение исторического и культурного процессов в развитии человечества. Средние века и Средневековье, их периодизация. Средневековье как часть рефлективно-традиционалистского периода (С. С. Аверинцев) в истории культуры. Связь средневекового сознания с риторическим мышлением.

Две модели («средиземноморская» и «варварская») возникновения и складывания феодальных государств и типов средневекового мышления. Их взаимодействие и взаимовлияние. Значение предшествующих типов сознания, мифологий и культур для формирования средневековой картины мира. Особая роль античности в этом процессе. Возникновение и распространение христианства. Его доминирующая роль в жизни средневекового общества. Синкретизм средневекового сознания отсутствие в средневековую эпоху понятий «культура», «искусство», «литература» в современном смысле слова. Теория «двух реальностей» и ее значение для формирования художественной системы средневековой словесности: символизм и аллегоризм художественного мышления, отождествление изображаемого с предписанными «моделями» и «правилами» и т. д. Своеобразие пространственно-временных представлений Средневековья и особенности художественного времени и пространства в средневековой культуре.

Возникновение церковных институтов и их роль в распространении христианства. Значение монастырей для средневековой культуры. Особенности установления христианства на территориях с преобладающей «варварской» картиной мира (Исландия, Ирландия, Англия).