3.1. Содержание тематических разделов дисциплины
Планируется чтение лекций следующих видов: информативная лекция; проблемная лекция (основной объем лекционного курса), основными признаками которой являются концептуальность, целостность изложения материала с выделением ведущей идеи, высокий научный уровень, методологическая и мировоззренческая направленность; лекция-диалог.
№ | Наименование тематического блока | Содержание раздела | Код формируемых компетенций | Осн. уч. лит. |
1 курс 2 семестр | ||||
1 | Блок 1. Литература средневековья. 1.Введение. Средние века. | СРЕДНИЕ ВЕКА. Понятия «средневеквье», средневековая культура» и «средневековая литература». История зарубежной литературы - основные факторы развития средневековой литературы: христианство, античность и народное творчество. Соотношение теории и истории литературы средних веков. Периодизация истории средневековой литературы. | ОК-1, 3, 6, 7, 8, 11,12 ПК- 5, 6, 7, 8, 20, 21, 22 | 1-5 |
2 | 2. Клерикальная литература на латинском языке. | Клерикальная (письменная) литература на латинском языке. Основные этапы и эволюция важнейших жанров клерикальной литературы. Творчество вагантов и голиардов. | ОК-1, 3, 6, 7, 8, 11,12 ПК- 5, 6, 7, 8, 20, 21, 22 | 1-5 |
3 | 3. Народное поэтическое творчество раннего средневековья | Народное поэтическое творчество раннего средневековья. Мифологический эпос, волшебная и богатырская сказка, героический эпос - основные жанры развития эпического творчества народов. Древнегерманский эпос и его отражение в древненемецкой, скандинавской и англо-саксонской литературе («Сага о Беовульфе» и др.). Кельтский (ирландский) эпос, его основные циклы, проблематика и художественное своеобразие ирландских саг. Скандинавский эпос и лирическая поэзия «скальдов», «Старшая» и «Младшая Эдда». Скандинавские саги, их важнейшие циклы. История средневековой литературы и фольклора в контексте истории культуры. | ОК-1, 3, 6, 7, 8, 11,12 ПК- 5, 6, 7, 8, 20, 21, 22 | 1-5 |
4 | 4. Героический эпос зрелого средневековья | Героический эпос зрелого средневековья. От эпической архаики к эпической классике. Возникновение героических поэм. М.М. Бахтин о трех основных отличиях эпопеи: предмет эпопеи - национальное эпическое прошлое; источник - национальное предание; абсолютная эпическая дистанция между эпопеей и современностью. Героический эпос Франции «Песнь о Роланде». Его типологические жанровые черты и национальное своеобразие. Испанский героический эпос, выражение в нем своеобразных черт исторического развития Испании (процесс реконкисты). «Песнь о Сиде». Национальные особенности испанского героического эпоса. Немецкий героический эпос и его наиболее значительный памятник «Поэма о Нибелунгах». Его особенность: эпическая архаика и черты феодально-рыцарской идеологии. | ОК-1, 3, 6, 7, 8, 11,12 ПК- 5, 6, 7, 8, 20, 21, 22 | 1-5 |
5 | 5. Рыцарская (куртуазная) литература средневековья | Рыцарская (куртуазная) литература средневековья. Становление новых рыцарских идеалов - результат становления феодальных государств в Западной Европе. Сословная ограниченность и общечеловеческое содержание рыцарских идеалов, их исторически-прогрессивная роль. Провансальская рыцарская поэзия. Основные мотивы и жанры любовной и политической лирики трубадуров (Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн и др.). Поэзия труверов на севере Франции и миннезингеров в Германии. Своеобразие политической и любовной лирики Вальтера фон дер Фогельвейде. Рыцарский роман, его жанровое своеобразие и эволюция. Роман о «Тристане и Изольде». Творчество Кретьена де Труа. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли в литературе средневековья. | ОК-1, 3, 6, 7, 8, 11,12 ПК- 5, 6, 7, 8, 20, 21, 22 | 1-5 |
6 | 6. Бюргерская (городская) литература средневековья | Бюргерская (городская) литература средневековья. Развитие городов, рост их экономического и военного могущества, подъем цехового ремесла. Связь городской литературы с народным творчеством. Характерные черты городской литературы, ее основные жанры. Фабльо, шванки. Развитие традиций фольклорного животного эпоса в «Романе о Лисе». Аллегорический роман («Роман о Розе».). Городская лирика. Творчество Рютбефа. Своеобразие «мейстерзанга». Поэзия Вийона. Джеффри Чосер - художник, синтезировавший демократические традиции средневековой литературы, предшественник ренессансной литературы в Англии. Формирование реалистического метода в его «Кентерберийских рассказах». Городская драма - соти и фарсы; фарс «Адвокат Патлен». | ОК-1, 3, 6, 7, 8, 11,12 ПК- 5, 6, 7, 8, 20, 21, 22 | 1-5 |
7 | Блок 2. Литература эпохи Возрождения. 1. Эпоха Возрождения. | ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. История зарубежной литературы - хронологические границы и стадиальное место эпохи Возрождения в европейском историческом процессе. Общая характеристика литературы Возрождения. Открытие мира и человека. Роль античного наследия в осуществлении поворота от религиозной культуры к светской, от теоцентрического мировоззрения к антропоцентрическому. Соотношение теории и истории литературы эпохи Возрождениия. Античный гуманизм, античная культура и итальянское Возрождение. | ОК-1, 3, 6, 7, 8, 11,12 ПК- 5, 6, 7, 8, 20, 21, 22 | 1-5 |
8 | 2. Итальянская литература | Итальянская литература. Условия и причины возникновения ренессансного движения в Италии. Периодизация итальянской литературы эпохи Возрождения. Данте - «последний поэт средневековья и первый поэт Нового времени». «Новая жизнь», поэзия и проза в этом произведении. «Божественная комедия» Данте как философско-художественный синтез средневековой культуры и первое произведение гуманистической культуры Возрождения. Роль Данте в формировании итальянского литературного языка. Франческо Петрарка - первый европейский гуманист. Итальянская лирика Петрарки, ее средневековые и римские истоки. Поэтическое новаторство в «Книге песен». «Петраркистский стиль» и его влияние на развитие европейской ренессансной поэзии. Жизнь и творчество Джованни Боккаччо. Контаминация средневековой, античной мифологической образности и риторических приемов как принцип литературного мышления Боккаччо. Автобиографизм и риторический психологизм в «Элегиях мадонны Фьяметты». «Декамерон» как вершина ренессансного реализма. Лудовико Аристо - наиболее значительный представитель демократического направления в зрелом итальянском Возрождении. Творчество Торквато Тассо - свидетельство глубокого кризиса итальянского гуманизма. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли в литературе Возрождения. | ОК-1, 3, 6, 7, 8, 11,12 ПК- 5, 6, 7, 8, 20, 21, 22 | 1-5 |
9 | 3. Немецкая литература | Немецкая литература. Социально-историческая обстановка в Германии во второй половине XV - XVI вв. Специфика северного гуманизма. Реформация в Германии. Учение Лютера. Религиозно-этические взгляды и деятельность Рейхлина. «Письма темных людей» как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм. «Диалоги» У. фон Гуттена. Народная массовая литература в первой половине XVI в. Ее источники. «Тиль Эйленшпигель» как авантюрный народный роман. Отражение позднего Средневековья в «народных книгах» о Докторе Фаусте. Сатира и морализм в «Корабле дураков» Бранта. История литературы и фольклора эпохи Возрождения в контексте истории культуры. Северное Возрождение и деятельность Эразма Роттердамского. «Похвала Глупости» как философская сатира. | ОК-1, 3, 6, 7, 8, 11,12 ПК- 5, 6, 7, 8, 20, 21, 22 | 1-5 |
10 | 4. Французская литература | Французская литература. Предпосылки для возникновения ренессансно-гуманистического движения, его периодизация и национальная специфика. Развитие поэзии в первой половине XVI в. Творчество К. Маро, Маргариты Наваррской. Жизнь и творчество Рабле. История замысла и создания романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», многобразие его идейного содержания и художественное своеобразие. М.М. Бахтин о романе. Развитие ренессансно-гуманистической поэзии во второй половине XVI в. «Плеяда». Теоретическая программа в манифесте «Зашита и прославление французского языка». Творчество поэтов «Плеяды» (Ронсар, Дю Белле, Белло и др.). Поздний Ренессанс и «Опыты» Монтеня. | ОК-1, 3, 6, 7, 8, 11,12 ПК- 5, 6, 7, 8, 20, 21, 22 | 1-5 |
11 | 5. Испанская литература | Испанская литература. Особенности социально-политического развития Испании в конце XV -XVI вв. Зарождение гуманистического движения, его национальные особенности и место в духовной жизни страны. Периодизация литературного процесса в Испании. Роман и его жанровые разновидности: рыцарский с авантюрно-фантастическими элементами. «Амадис Галльский». «Жизнь Ласарильо с Тормеса» как образец плутовского романа. Жизнь и творчество Сервантеса. Жанровое и идейно- художественное новаторство его романа «Дон Кихот». Судьба «Дон Кихота» в европейской культуре Нового времени. | ОК-1, 3, 6, 7, 8, 11,12 ПК- 5, 6, 7, 8, 20, 21, 22 | 1-5 |
12 | 6. Английская литература | Английская литература. Социально-историческое развитие Англии в XVI в. Возникновение гуманистического движения и его специфика. Периодизация литературного процесса в Англии. Жизнь и деятельность Т. Мора. «Утопия» - один из первых утопических романов. Влияние Италии и Франции на развитие английской гуманистической поэзии XVI в: Уайет, Серрей, Сидней, Спенсер. Кристофер Марло - создатель английской трагедии. «Трагическая история доктора Фауста». Особенности драматургической манеры Марло. Творчество Шекспира. Периодизация творчества Шекспира. Первый период. Мифопоэтическая картина мира в «Сонетах». Исторические хроники - национальная эпопея. Комедии первого периода, оптимизм мироощущения Шекспира в них. Драматургия второго периода: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Особенности трагического у Шекспира. Драматургия третьего периода. Ее особенности. Место Шекспира в мировой драматургии и судьба его наследия в культуре Нового времени.
| ОК-1, 3, 6, 7, 8, 11,12 ПК- 5, 6, 7, 8, 20, 21, 22 | 1-5 |
- Министерство образования и науки российской федерации
- I. Праммно-планирующий блок
- 1.2. Требования к начальной подготовке
- 1.3. Цель и задачи дисциплины «История мировой (зарубежной) литературы»
- 1.4. Требования к результатам освоения дисциплины
- 1.6. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2. Тематический план Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)
- 3. Содержание дисциплины
- 3.1. Содержание тематических разделов дисциплины
- 3.2. Тематика практических занятий
- 4. Тематика самостоятельных, контрольных и курсовых работ и рефератов
- 4. 1. Тематика контрольных работ
- 5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля
- 5.1. Итоговый контроль Перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию (экзамен)
- 6. Критерии оценки знаний Структура и формы оценки знаний
- Критерии оценивания результатов промежуточной работы на п/з
- 6 Баллов – оценка «5»;
- 3 Балла - оценка «3»;
- 2 Балла – оценка «2».
- Критерии оценивания устных ответов на зачете и экзамене
- 7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- 7.1. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 8. Список основной и дополнительной литературы
- 8.1. Список художественных текстов для обязательного прочтения Средние века
- Эпоха Возрождения
- 8.2. Основная
- 8.2. Дополнительная
- Электронные ресурсы
- III. Учебно-методический блок умк
- Клерикальная (письменная) литература на латинском языке
- Народное поэтическое творчество раннего средневековья
- Героический эпос зрелого средневековья
- Рыцарская (куртуазная) литература средневековья
- Городская (бюргерская) литература средневековья
- Эпоха возрождения
- Итальянская литература
- Немецкая литература
- Французская литература
- Испанская литература
- Английская литература
- 1.2. Вопросы для самоконтроля
- 2. Практикум
- 2.1. Вопросы к практическим занятиям
- 2.2. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины
- 3.1. Методические рекомендации для преподавателей
- 3.2. Методические рекомендации студентам по общей организации работы
- 1 Этап. Самостоятельная работа с художественными текстами
- 2 Этап. Самостоятельная работа с учебной и научной литературой.
- 4. Глоссарий
- III. Диагностико-контролирующий блок
- 3.1. Комплекс тестовых заданий
- IV. Блок наглядно-дидактического материала