4. 1. Тематика контрольных работ
Специфика развития и характерные черты средневековой литературы.
Энциклопедичность как закон средневекового творчества.
Символизм и иерархизм – формула всей средневековой культуры и средневекового мировоззрения.
Специфические особенности эпоса раннего средневековья.
Своеобразие кельтского эпоса.
Исландские саги и их специфические черты.
Идейно-тематическое и художественное своеобразие поэзии вагантов.
Специфические особенности жанра героического эпоса и проблема его происхождения.
Художественное своеобразие испанского героического эпоса («Песнь о моем Сиде»).
Сюжетные корни «Песни о Нибелунгах».
Проблематика и особенности жанра «Песни о Нибелунгах» в сравнении с исландскими песнями.
Идейно-художественные особенности рыцарской поэзии.
Жанровые разновидности куртуазной лирики.
Значение рыцарской поэзии в художественном развитии человечества.
Жанровое своеобразие рыцарского романа на примере романа о Тристане и Изольде.
Символика священного Грааля в романе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль».
Эстетика рыцарства в культуре средневековья.
Генеалогия и традиционализм рыцарской культуры (На материале куртуазной поэзии и рыцарских романов).
Роль городской литературы в подготовке культуры Возрождения.
«Роман о Лисе» как антифеодальная сатира.
Ренессансный гуманизм как новое течение в культуре Западной Европы.
Специфика ренессансного антропоцентризма (идея «универсального человека»).
Данте – «последний поэт средних веков и вместе с тем первый поэт нового времени» (Энгельс).
Образы античного мира в «Божественной комедии» Данте и их значение для раскрытия нравственно-философского содержания поэмы.
Композиция «Божественной комедии» и ее роль в раскрытии идейного содержания поэмы.
Роль числовой символики в «Божественной комедии» Данте.
Проводники и двойники Данте и их функции в «Божественной комедии».
Значение цветовой символики в «Божественной комедии» Данте.
Этапы и основные особенности итальянского Возрождения.
Поэтическое новаторство Ф. Петрарки в сборнике «Канцоньере».
Характер лирического героя сонетов Ф. Петрарки.
Жанр сонета. Тема любви в сонетах Ф. Петрарки и У. Шекспира.
Мотив любви в произведениях «неаполитанского периода» Д. Боккаччо («Амето», «Фьезоланские нимфы»).
Гуманистические идеи в «Декамероне» Боккаччо.
Человек в книге Боккаччо «Декамерон».
Тема дураков в литературе Возрождения.
Сатира и морализм в «Корабле дураков» С. Бранта.
Ренессансная проблематика книги Э. Роттердамского «Похвала глупости».
Прием парадокса и характер смеха в «Похвале глупости» Э. Роттердамского.
Эстетические взгляды поэтов «Плеяды».
Жанры и проблематика поэзии «Плеяды».
Классицизм и маньеризм в петраркистских «Сонетах к Елене» П. Ронсара.
Философия наслаждения в поэзии Пьера де Ронсара.
Философия жизни в сонетах дю Белле и У. Шекспира.
Гуманистические идеи книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Культурологический полифонизм и энциклопедизм в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Функция реминисценций и аллюзий в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Карнавальная культура и характер комического в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Идейно-тематическое своеобразие «Опытов» Мишеля де Монтеня.
Характерные черты жанра пикарескного (плутовского) романа. «Ласарильо с Тормеса».
Гуманистические идеи в романе Сервантеса «Дон Кихот».
Поэтика карнавала в романе «Дон Кихот» Сервантеса.
Дихотомия вечное/временное в романе Сервантеса «Дон Кихот».
Образы Дон Кихота и Санчо Панса.
Фольклорно-мифологический генезис и функция Санчо Панса.
Джефри Чосер – родоначальник реализма в Англии.
Гуманистические идеалы Т. Мора в «Утопии».
Картины утопического устройства общества в книгах Т. Мора «Утопия», Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и Сервантеса «Дон Кихот».
Гиперболизм как конструктивный принцип К. Марло-драматурга.
Народная мифопоэтическая и натурфилософская основа творчества У. Шекспира.
Жанровое своеобразие и сюжетные источники шекспировских пьес.
Образы шутов в пьесах У. Шекспира.
Поэтика карнавала в комедиях У. Шекспира («Много шума из ничего», «Виндзорские насмешницы»).
Игра судьбы и случая как основа коллизии в любовных комедиях Шекспира.
Иллюзия персонажа как источник трагической коллизии в трагедиях Шекспира.
Своеобразие трагического конфликта в трагедии У. Шекспира «Гамлет».
Своеобразие трагического конфликта в трагедии У. Шекспира «Отелло».
Своеобразие трагического конфликта в трагедии У. Шекспира «Макбет».
Характер лирического героя сонетов Шекспира.
Диалектичность чувств в сонетах Шекспира.
Новаторские черты творчества Шекспира.
- Министерство образования и науки российской федерации
- I. Праммно-планирующий блок
- 1.2. Требования к начальной подготовке
- 1.3. Цель и задачи дисциплины «История мировой (зарубежной) литературы»
- 1.4. Требования к результатам освоения дисциплины
- 1.6. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2. Тематический план Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)
- 3. Содержание дисциплины
- 3.1. Содержание тематических разделов дисциплины
- 3.2. Тематика практических занятий
- 4. Тематика самостоятельных, контрольных и курсовых работ и рефератов
- 4. 1. Тематика контрольных работ
- 5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля
- 5.1. Итоговый контроль Перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию (экзамен)
- 6. Критерии оценки знаний Структура и формы оценки знаний
- Критерии оценивания результатов промежуточной работы на п/з
- 6 Баллов – оценка «5»;
- 3 Балла - оценка «3»;
- 2 Балла – оценка «2».
- Критерии оценивания устных ответов на зачете и экзамене
- 7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- 7.1. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 8. Список основной и дополнительной литературы
- 8.1. Список художественных текстов для обязательного прочтения Средние века
- Эпоха Возрождения
- 8.2. Основная
- 8.2. Дополнительная
- Электронные ресурсы
- III. Учебно-методический блок умк
- Клерикальная (письменная) литература на латинском языке
- Народное поэтическое творчество раннего средневековья
- Героический эпос зрелого средневековья
- Рыцарская (куртуазная) литература средневековья
- Городская (бюргерская) литература средневековья
- Эпоха возрождения
- Итальянская литература
- Немецкая литература
- Французская литература
- Испанская литература
- Английская литература
- 1.2. Вопросы для самоконтроля
- 2. Практикум
- 2.1. Вопросы к практическим занятиям
- 2.2. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины
- 3.1. Методические рекомендации для преподавателей
- 3.2. Методические рекомендации студентам по общей организации работы
- 1 Этап. Самостоятельная работа с художественными текстами
- 2 Этап. Самостоятельная работа с учебной и научной литературой.
- 4. Глоссарий
- III. Диагностико-контролирующий блок
- 3.1. Комплекс тестовых заданий
- IV. Блок наглядно-дидактического материала