Городская (бюргерская) литература средневековья
Развитие городов, рост их экономического и военного могущества, подъем цехового ремесла. Связь городской литературы с народным творчеством. Городская культура как проявление углубляющейся дифференциации средневекового сознания. Важнейшие предпосылки для ее формирования. Характерные особенности городской литературы («общедоступность», комизм и т. д.). Ее основные жанры. Фабльо, шванки. Их место в общей системе жанров Средневековья.
Место животного эпоса в системе жанров городской литературы. «Роман о Лисе» как наиболее характерный образец животного эпоса. Его истоки (античная и фольклорная традиции). Специфика его композиции, конфликта. Система персонажей. Общая характеристика фаблио, шванка, испанской и итальянской средневековой новеллы. Специфика возникающей в них картины мира. Своеобразие композиции, хронотопа, система персонажей как устойчивые признаки жанра. Освоение городской словесностью комплекса рыцарской культуры. Появление аллегорической поэмы («Роман о Розе») и городской лирики. Творчество Рютбефа. Явление мейстерзанга.
Место карнавала в жизни города. Народная смеховая культура (М. М. Бахтин) и ее соотношение с культурой официальной. Истоки карнавала и связь с первобытным мифологическим сознанием. Проявление народной смеховой традиции на разных этапах средневековой словесности (в раннем эпосе, в драматургии, в лирике). Уточнения, внесенные в теорию М. М. Бахтина А. Я. Гуревичем и С. С. Аверинцевым.
Происхождение средневековой драмы. Ее связь с литургией и с народной карнавальной традицией. Восприятие античной драмы средневековым сознанием. Церковь и театр. Этапы развития религиозного театра и его основные жанры (литургическая драма, микраль, мистерия). «Микраль о Теофиле» Рютбефа.
Возникновение городской драмы. Моралите, фарсы и соти. Их жанровое своеобразие. Черты, объединяющие их с фаблио. Связь фарсов, соти, фастнахшпилей с народной смеховой традицией Средневековья. «Фарс об Адвокате Патлене».
«Низовые», демократические жанры, не принадлежащие городской словесности. Специфика проявления крестьянской идеологии в «Видении о Петре Пахаре» Ленгленда. Оценка в нем патриархального уклада и ее соотношение с христианской концепцией мира и человека.
Развитие искусства в период позднего Средневековья. Возникновение в литературе новых стилей, изменения в системе жанров (появление новых, перерождение старых), тяготение к универсальности, к созданию объединяющих, «итоговых» произведений в различных жанрах, активное взаимопроникновение религиозного и светского начал в проповеди, моралите, exempla и т. д. Значение культуры позднего Средневековья для формирования ренессансного типа мышления.
Творчество Франсуа Вийона. Основные темы, устойчивые образы, излюбленные жанры. Связь поэзии Вийона с предшествующей лирической традицией, с народно-смеховой культурой Средневековья. Участие Вийона в современной ему поэтической жизни. Отражение в его произведениях позднесредневекового сознания.
Проявление основных тенденций искусства позднего Средневековья в английской литературе. Творчество Дж. Чосера. Сосуществование и взаимодействие многочисленных жанровых тенденций в «Кентерберийских рассказах».
- Министерство образования и науки российской федерации
- I. Праммно-планирующий блок
- 1.2. Требования к начальной подготовке
- 1.3. Цель и задачи дисциплины «История мировой (зарубежной) литературы»
- 1.4. Требования к результатам освоения дисциплины
- 1.6. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2. Тематический план Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)
- 3. Содержание дисциплины
- 3.1. Содержание тематических разделов дисциплины
- 3.2. Тематика практических занятий
- 4. Тематика самостоятельных, контрольных и курсовых работ и рефератов
- 4. 1. Тематика контрольных работ
- 5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля
- 5.1. Итоговый контроль Перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию (экзамен)
- 6. Критерии оценки знаний Структура и формы оценки знаний
- Критерии оценивания результатов промежуточной работы на п/з
- 6 Баллов – оценка «5»;
- 3 Балла - оценка «3»;
- 2 Балла – оценка «2».
- Критерии оценивания устных ответов на зачете и экзамене
- 7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- 7.1. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 8. Список основной и дополнительной литературы
- 8.1. Список художественных текстов для обязательного прочтения Средние века
- Эпоха Возрождения
- 8.2. Основная
- 8.2. Дополнительная
- Электронные ресурсы
- III. Учебно-методический блок умк
- Клерикальная (письменная) литература на латинском языке
- Народное поэтическое творчество раннего средневековья
- Героический эпос зрелого средневековья
- Рыцарская (куртуазная) литература средневековья
- Городская (бюргерская) литература средневековья
- Эпоха возрождения
- Итальянская литература
- Немецкая литература
- Французская литература
- Испанская литература
- Английская литература
- 1.2. Вопросы для самоконтроля
- 2. Практикум
- 2.1. Вопросы к практическим занятиям
- 2.2. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины
- 3.1. Методические рекомендации для преподавателей
- 3.2. Методические рекомендации студентам по общей организации работы
- 1 Этап. Самостоятельная работа с художественными текстами
- 2 Этап. Самостоятельная работа с учебной и научной литературой.
- 4. Глоссарий
- III. Диагностико-контролирующий блок
- 3.1. Комплекс тестовых заданий
- IV. Блок наглядно-дидактического материала