logo
ИМ(ЗАРУБ)Л (СР

Французская литература

Периодизация историко-литературного процесса во Франции в эпоху Возрождения.

Влияние итальянского Ренессанса на французскую культуру; французские гуманисты первой половины XVI в. Отношение королевской власти к гуманизму. Развитие светского образования. Гуманизм и католическая церковь. Возникновение и упрочение реформационного движения во Франции. Учение Кальвина. Отношение Реформации к гуманизму, влияние на литературу.

Развитие поэзии в первой половине XVI в. Средневековая традиция в творчестве Клеемана Маро; жанровый состав его лирики: влияние на Маро гуманистической духовной атмосферы и протестантской идеологии. Христианский гуманистический неоплатонизм в поэзии Маргариты Наваррской. Соединение куртуазной традиции, петраркизма и неоплатонизма в творчестве представителей лионской школы. Неолатинская поэзия во Франции.

Развитие жанра новеллы; ее связь со средневековой повествовательной традицией и с итальянской ренессансной новеллистикой. Возникновение новеллистических сборников. Историко-литературное значение «Гептамерона» Маргариты Наваррской; сходства и различия с «Декамероном»: особенности новелл, их расположение в сборнике; функция рассказчиков и их диалогов. Моралистическая направленность «Гептамерона».

Жизнь и творчество Рабле. Жанровые источники и литературный генезис романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Сюжет и композиция романа. Тематика 1-ой и 2-ой книг, образы королей; схоластическое образование и гуманистическая педагогика; тема гуманистической утопии и Телемское аббатство. 3-я книга; Панург как пикарескный персонаж; проблема свободного выбора; развенчание общепринятых верований и представлений. 4-я и 5-я книги, критическая панорама социальных институтов и мировоззрений эпохи. Культурное многоголосие и энциклопедизм в «Гаргантюа и Пантагрюэле». Смеховая стихия в романе и ее связь с народной комикой. Пародирование культурных ценностей современности как конструктивный принцип Рабле; ирония, сарказм, гротеск, гипербола, смещение пропорций; языковая игра в романе. Антидогматизм и жизнеутверждение как этическая установка Рабле. Место романа в литературной жизни эпохи.

Развитие ренессансно-гуманистической поэзии во второй половине XVI в. Плеяда. Теоретическая программа в «Защите и прославлении французского языка» Дю Белле (соревнование с древними, развитие литературы на национальном языке, жанровая реформа, назначение поэзии и призвание поэта). Творчество Ронсара. Обращение Ронсара к греко-римскому культурному и поэтическому наследию. Разработка высокого лирического канона: тематика и мифологическая топика в «Одах» и «Гимнах». Петраркистско- неоплатоническая лирика Ронсара («Любовь к Кассандре»). Попытка создания национальной эпопеи («Франсиада»). Разработка буколико-идиллического («Любовь к Марии») и гривуазного («Книжка шалостей») канонов. Классицизм и маньеризм в петраркистских «Сонетах к Елене». Творчество Дю Белле. Традиции петраркистского сонета и сборник «Олива». Тематика «Древностей Рима». Античная ситуативная схема («Скорбные элегии» Овидия) и индивидуальность лирического переживания в сборнике «Сожаления». Историческое значение Плеяды.

Поздний Ренессанс и «Опыты» Монтеня. Познание человека как цель Монтеня; изменчивость и многозначность человеческой природы; множественность философско- этических суждений о ней; критический анализ античных и современных мнений о человеке. Композиция «Опытов»; роль интроспекции и психологизма. Монтень о человеческом разуме; характер скептицизма Монтеня; его этическая программа. Влияние Монтеня на моралистическую литературу XVII–XVIII вв.