logo
ИМ(ЗАРУБ)Л (СР

Народное поэтическое творчество раннего средневековья

Соотношение эпического начала с мифом, сказкой и малыми поэтическими формами (прорицания, заклинания, магические формулы и т. д.). Вера в магическую силу слова и отождествление поэтической функции языка с магической и сакральной.

Кельтский эпос, его основные циклы, особенности бытования. Друиды, филиды, барды. Архаические черты кельтских саг, отражение в них мифологического сознания и родо-племенных представлений. Близость к богатырской и волшебной сказке. Роль поэтических фрагментов. Специфика героического характера в сагах уладского цикла (образ Кухулина).

Ранняя скандинавская словесность. «Старшая Эдда» как основной источник знаний о скандинавской мифологии. Особенности представлений о мире и человеке в «варварской» модели средневекового сознания. Синкретизм «Старшей Эдды». Ее германские корни, место песен о героях в общегерманском героическом эпосе. Тема судьбы. Специфика героического характера. Значение «Младшей Эдды» для изучения скандинавской мифологии, особенностей поэтического языка «Старшей Эдды» и творчества скальдов. Связь родовых саг с историей Исландии, с особенностями строя и обычаев у древних исландцев. Своеобразие повествовательной техники, композиции исландских саг. Своеобразие темы судьбы. Соотношение «Старшей Эдды» и саг как разных типов раннего эпоса. Различие их хронотопов, представлений об идеальном герое, характера изображения событий.

«Беовульф» как памятник, объединяющий различные проявления англо-саксонской эпической традиции. Сюжет и композиция «Беовульфа». Роль сказочного и мифологического элементов в поэме. Понятие об аллитерационном стихе древнеанглийской поэзии. Значение Каролингского Возрождения для развития письменной словесности.