I. Праммно-планирующий блок
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩЕГО БЛОКА
(Рабочей программы учебной дисциплины)
1. Пояснительная записка 2. Тематический план 3. Содержание дисциплины 4. Тематика самостоятельных и контрольных работ 5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля 6. Критерии оценки знаний 7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 8. Список основной и дополнительной литературы | 4 9 10 16 18 20 22 27 |
Содержание других блоков
II. Учебно-методический блок УМК 1. Теоретическая часть 2. Практикум 3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины 4. Глоссарий III. Диагностико-контролирующий блок 1. Комплекс тестовых заданий IV. Блок наглядно-дидактического материала | 32 32 43
49 51 56 56 59 |
1. Пояснительная записка
1.1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «История мировой (зарубежной) литературы» (литература Средних веков и эпохи Возрождения) включена в базовую часть профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению 032700.62 «Филология» Профиль подготовки: «Зарубежная филология (английский язык и литература)». Статус дисциплины – федеральный компонент; профессиональная.
Программа составлена с учетом типовой программы дисциплины «История зарубежной литературы», утвержденной научно-методическим Советом по группе филологических специальностей (Изд-во МГУ, 2001).
В настоящую программу включены все разделы указанной выше типовой программы, за исключением раздела о творчестве Лопе де Вега, которое рассматривается в следующем курсе: история зарубежной литературы XVII века. Этот перенос связан с тем, что, во-первых, литературная деятельность Лопе де Вега приходится на XVII век и, во-вторых, в связи с перегруженностью курса истории зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения.
Курс «История мировой (зарубежной) литературы» является базовым для профессиональной подготовки специалиста филолога. Литература Средних веков и эпохи Возрождения – второй этап изучения студентами курса «История мировой (зарубежной) литературы», завершающийся на IV курсе заключительным освоением курса мировой (зарубежной) литературы XX-XXI вв. Вторая часть общего курса зарубежной литературы именуется литературой средних веков и эпохи Возрождения. В отличие от курса античной литературы, который прослеживает развитие словесной культуры только двух государств (Греции и Рима), история средневековой и возрожденческой литературы представляет словесность всей Западной Европы от крушения Римской империи (476 г.) до начала XVII в.
Курс указанной литературы составлен с учетом требований, предъявляемых к студентам: знать необходимый минимум текстов, представлять характер времени, в которое они создавались, уметь их анализировать. При этом особенно важно уяснить основные тенденции, закономерности и своеобразие развития литературы в тот или иной даже небольшой период (естественно, в рамках средневековья и Возрождения) в отдельной западноевропейской стране.
Исходя из того, что изучаемый курс литературы состоит из двух частей - литературы средневековья и Возрождения, необходимо учитывать, что литература каждого из этих периодов имеет свои специфические особенности, знание которых очень важно для понимания характера отдельных литературных явлений.
Наряду с осознанием сущности основных закономерностей европейского литературного процесса важным также является понимание национального своеобразия развития литературы в различных странах Западной Европы.
Овладение курсом ИМ(З)Л обеспечивает фундаментальный базис студента- филолога в следующих общеэстетических и профессиональных компетенциях:
1. Формирование онтолого-этического и гностико-аксиологического восприятия художественной и реальной действительности.
2. Понимание значения литературного творчества и конкретных произведений в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи и человечества в целом, поскольку «единственным признаком благородства скоро станет знание литературы» (Августин Аврелий).
3. Овладение основными методами лингво-литературоведческого анализа.
4. Подготовка преподавания литературы и языка в школе или последующая профессиональная деятельность в сфере гуманитарных знаний.
Курс «История мировой (зарубежной) литературы» освещен в учебнике под редакцией В.М. Жирмунского. Большинство художественных текстов собрано в хрестоматиях.
- Министерство образования и науки российской федерации
- I. Праммно-планирующий блок
- 1.2. Требования к начальной подготовке
- 1.3. Цель и задачи дисциплины «История мировой (зарубежной) литературы»
- 1.4. Требования к результатам освоения дисциплины
- 1.6. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2. Тематический план Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)
- 3. Содержание дисциплины
- 3.1. Содержание тематических разделов дисциплины
- 3.2. Тематика практических занятий
- 4. Тематика самостоятельных, контрольных и курсовых работ и рефератов
- 4. 1. Тематика контрольных работ
- 5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля
- 5.1. Итоговый контроль Перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию (экзамен)
- 6. Критерии оценки знаний Структура и формы оценки знаний
- Критерии оценивания результатов промежуточной работы на п/з
- 6 Баллов – оценка «5»;
- 3 Балла - оценка «3»;
- 2 Балла – оценка «2».
- Критерии оценивания устных ответов на зачете и экзамене
- 7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- 7.1. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 8. Список основной и дополнительной литературы
- 8.1. Список художественных текстов для обязательного прочтения Средние века
- Эпоха Возрождения
- 8.2. Основная
- 8.2. Дополнительная
- Электронные ресурсы
- III. Учебно-методический блок умк
- Клерикальная (письменная) литература на латинском языке
- Народное поэтическое творчество раннего средневековья
- Героический эпос зрелого средневековья
- Рыцарская (куртуазная) литература средневековья
- Городская (бюргерская) литература средневековья
- Эпоха возрождения
- Итальянская литература
- Немецкая литература
- Французская литература
- Испанская литература
- Английская литература
- 1.2. Вопросы для самоконтроля
- 2. Практикум
- 2.1. Вопросы к практическим занятиям
- 2.2. Планы практических занятий
- 1 Курс 2 семестр Практическое занятие № 1 (2часа) рыцарская литература
- Список художественных произведений
- Практическое занятие № 4 (2часа)
- Практическое занятие № 5 (2часа) немецкое возрождение
- Список художественных произведений
- Список рекомендованной литературы
- Практическое занятие № 6 (2часа)
- 3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины
- 3.1. Методические рекомендации для преподавателей
- 3.2. Методические рекомендации студентам по общей организации работы
- 1 Этап. Самостоятельная работа с художественными текстами
- 2 Этап. Самостоятельная работа с учебной и научной литературой.
- 4. Глоссарий
- III. Диагностико-контролирующий блок
- 3.1. Комплекс тестовых заданий
- IV. Блок наглядно-дидактического материала